logo search
NALOGI / Путеводители октябрь 2011 / ЕНВД

12.2.3. Розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами (магазины, павильоны)

От наличия у вашего объекта торгового зала зависят расчет ЕНВД и, соответственно, сумма налога.

Однако положения гл. 26.3 НК РФ не раскрывают значение понятия "торговый зал".

Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ воспользуемся определением, приведенным в п. 43 разд. 2.3 Государственного стандарта РФ "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст. В нем торговый зал магазина определяется как специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

Таким образом, если часть вашего торгового помещения отведена для обслуживания покупателей, оно считается имеющим торговый зал.

Аналогичный вывод можно сделать из определения стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Для нее характерно наличие обособленных помещений для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей (абз. 14 ст. 346.27 НК РФ).

К объектам стационарной торговой сети с торговыми залами относятся только магазины и павильоны (абз. 14 ст. 346.27 НК РФ).

При этом под магазином следует понимать специально оборудованное здание (его часть), которое (абз. 26 ст. 346.27 НК РФ):

а) предназначено для продажи товаров и оказания услуг покупателям;

б) обеспечено торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Павильон - это строение, которое имеет торговый зал и рассчитано на одно или несколько рабочих мест (абз. 27 ст. 346.27 НК РФ).

Если вы ведете розничную торговлю через магазин или павильон, то применять ЕНВД можно, только если площадь торгового зала каждого такого объекта торговли не превышает 150 кв. м (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

СИТУАЦИЯ: Является ли помещение объектом розничной торговли с торговым залом (магазином, павильоном), если его физические характеристики не соответствуют данным об этом объекте по инвентаризационным или правоустанавливающим документам?

На практике зачастую объект торговли фактически имеет торговый зал, но в инвентаризационных и правоустанавливающих документах он не называется ни магазином, ни павильоном.

Бывает и наоборот: торговая точка не соответствует признакам объекта с торговым залом, но в документах называется магазином или павильоном.

В таких случаях при определении вида объекта торговли контролирующие органы отдают приоритет инвентаризационным и правоустанавливающим документам, а не фактическому наличию или отсутствию торгового зала (Письма ФНС России от 06.05.2010 N ШС-37-3/1247@, от 27.07.2009 N 3-2-12/83).

По мнению налоговой службы, объект торговли, который фактически используется под магазин, но в нем согласно правоустанавливающим (или инвентаризационным) документам не выделена площадь торгового зала, относится к объектам стационарной торговой сети без торгового зала.

Однако судебная практика исходит из того, что для расчета ЕНВД должны приниматься во внимание физические характеристики объекта, а не его наименование, указанное в документах. Поэтому суды признают магазинами или павильонами объекты торговли, у которых фактически имеются торговые залы (Постановления ФАС Поволжского округа от 30.04.2009 N А65-16081/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 07.09.2009 N ВАС-10620/09), ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2008 N Ф03-А16/08-2/882).

При отсутствии торгового зала объект торговли вряд ли будет признан магазином (павильоном) (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2009 N А52-4783/2008, ФАС Московского округа от 14.08.2009 N КА-А41/6419-09).

Чтобы снизить вероятность претензий со стороны контролирующих органов, если в инвентаризационных документах площадь торгового зала не выделена, рекомендуем указать на его наличие, например, в договоре аренды.

Если же объект торговли фактически не имеет торгового зала, целесообразно не использовать в договорах понятия "магазин" и "павильон".

Также вы можете инициировать проведение технической инвентаризации, в результате которой в технический паспорт и иные учетно-технические документы будут внесены фактические характеристики объекта торговли (п. 9 Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства).