logo
461897_898B1_karernyy_rost_dignostika_tehnologi

Глава 3. Карьера молодого специалиста

к ризисов и профессиональной и личностной успешностью молодых специалистов, мерой реализации их потенциала. В данном случае речь идет о том, что особен­ности прохождения кризиса влияют на профессиональную успешность молодых специалистов, на степень раскрытия ими собственного делового и личностного потенциала. Те из них, кто отличаются постоянными, устойчивыми, высокими ре­зультатами в деятельности (при адекватной самооценке и высокой экспертной оценке), имеют общий алгоритм прохождения кризисов, раскрытый выше в реко­мендациях (см. последнюю колонку таблицы 23).

Таким образом, приведенный алгоритм успешного прохождения кризисов в карьере направлен на поиск и нахождение карьерных ресурсов человека. Он дает своего рода психологический инструмент по развитию карьеры и максимально полному раскрытию делового и личностного потенциала специалиста на ранних этапах его становления.

Предлагаемый алгоритм относится к способам самостоятельного разрешения (преодоления или профилактики, что еще актуальнее) карьерных кризисов. Поми­мо этого можно предложить способы, связанные с активной помощью специали­стов — управленческих психологов, карьерных консультантов, тьюторов, коучей (тренеров).

Основной формой психологического сопровождения при возникновении кри­зиса молодого специалиста является психологическое консультирование. Именно в этом виде психологической помощи сконцентрирован весь накопленный на сего­дняшний день спектр обоснованной информации, методов и универсальных техник для эффективной работы с проблемами и кризисами. В случае карьерного кризиса консультация направлена на оказание помощи в разрешении проблемной карь­ерной ситуации, то есть положения, когда человек сталкивается с необходимостью использования новых средств, способов поведения и перемен в деятельности для овладения этой ситуацией и реализации целей карьеры.

Во время консультирования специалист помогает клиенту рационализировать требования жизненной (деловой, профессиональной) ситуации, более четко осоз­нать возможные альтернативы и их последствия. Помощь клиенту становится ре­альной, если тот сам соответственно мотивирован, убежден в возможности прак­тического решения возникших трудностей и не находится в плену дистрессовых переживаний, а консультант умеет адекватно определить психологическое значе­ние ситуации для клиента.

Основной метод психологического консультирования — беседа. Как уже было определено ранее, кризис — это, главным образом, противоречие объективной реальности и предыдущего опыта. Чтобы приступить к работе с кризисом, важно нацелить человека на работу с самим собой, подойти к обсуждению его собствен­ных трудностей. Иными словами — помочь человеку признать наличие у него са­мого проблем. В этом случае достаточно эффективен метод сказкотерапии (ав­тор — Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Нередко молодой человек, особенно в начале своей профессиональной карь­еры, страдает оттого, что, как ему кажется, он ничему не научился «серьезно», а времени на эффективный «карьерный старт» у него уже не осталось. Тем более, в

162

3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления

г онке за карьерным и жизненным успехом он не одинок, его «подпирают» такие же молодые, но более «резвые» конкуренты. Обострению негативных переживаний способствует и стремительное возрастание в нашей стране в последнее время ценностей внешнего благополучия и успеха и, возможно, — неадекватно завышен­ные требования к себе. Поэтому важно помочь молодому человеку провести «ин­вентаризацию достижений», осознать то важное и ценное, что он уже осуществил. Например, блестяще защитил дипломный проект по востребованной и практически значимой теме, освоил в период основного обучения в вузе дополнительные про­фильные программы. Также целесообразно наметить перспективы дальнейшего развития имеющегося делового и личностного потенциала.

На этом этапе консультирования можно использовать упражнение «Похвальное слово самому себе» (автор — Дж. Рейнуотер) или его модификацию «Доска поче­та». Суть этого упражнения сводится к припоминанию каждого достижения, каждой заслуги, каждого совершенного дела, которыми молодой человек может гордиться. После того как список достижений сформирован, дальнейший коучинг может стро­иться на основе этого списка и творчестве консультанта.

Типичные проявления кризиса —депрессивные переживания: отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно помочь чело­веку увидеть те существующие источники радости, которые он не замечает; показать, что счастье — это состояние души и оно не определяется немедленным удовлетво­рением всех желаний или уровнем материального благосостояния; помочь в реф­лексии всех накопленных и возможных ресурсов с целью их оптимального исполь­зования в дальнейшем.

Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом. Здесь требуется большая тонкость консультанта в понимании индивидуальных особенностей клиента, поэто­му трудно давать универсальные рекомендации.

Консультации клиентов по эффективному преодолению кризисов карьеры можно построить в рамках обучения технологии самопланирования карьеры и реализа­ции карьерного потенциала личности (карьерный самоменеджмент, автор — Е. А. Могилёвкин, 2003). Данная технология основана на следующем принципи­альном положении: обеспечивая собственное карьерное продвижение, специалист выступает не только как объект карьеры (сама организация, безусловно, задает векторы карьерного роста и профессионального развития своих сотрудников), но и ее субъект. Клиенту предлагается технология выстраивания индивидуальной тра­ектории жизненного успеха в профессиональной и организационной сферах, в основе которой — определение всего спектра личностных ресурсов для достиже­ния целей и планов карьеры. Определение спектра ресурсов и основная часть работы в данной технологии обеспечивается тремя крупными блоками вопросов и заданием для самостоятельной работы, что все вместе позволяет проанализировать основные аспекты жизненного пути человека и определить «местонахождение» в профессиональной сфере с точки зрения эффективности развития и управления собственной карьерой. Эти позиции перекликаются с предыдущими, вышеописан-

163