Глава I. Теория и практика карьеры
80- |
| 78 |
| У Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70- |
|
|
| / *\ |
| 65 |
| 64 |
| 64 |
|
| |||||
jj. 50-э F> 40- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 45 |
| 43 | 33 |
| |
30- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
10-o- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П п |
10
5 6
Ряды качеств
Рис. 3. Частота выбора для себя лично различных целей карьеры
у государственных и муниципальных служащих (в %):
Ряд 1 — стабильная работа; ряд 2 — хороший коллектив; Ряд 3 — материальная обеспеченность; ряд 4 — самоуважение, моральное удовлетворение; ряд 5 — уважение коллег; ряд 6 — самореализация; ряд 7 — самостоятельность; ряд 8 — высокая общественная значимость выполняемого дела; ряд 9 — высокая должность; ряд 10 — власть и влияние на людей
вается гарантированным на достаточно продолжительный период времени рабочим местом (а это уже само по себе немало в современной экономической ситуации), стабильным, сравнительно высоким и вовремя выплачиваемым материальным вознаграждением. При этом цель, связанная с занятием высокой должности, не входит в приоритетную группу карьерных целей. Это можно объяснить как минимум двумя причинами.
С одной стороны, настоящую власть — не ту, которую кто-то может дать (как портфель министра), но и так же легко отнять, а ту, где люди, большие и маленькие, всецело зависели бы от тебя, — приобрести крайне сложно. Такая власть притягательна скорее для тех, кто уже взлетел на вершину управленческой, политической или коммерческой пирамиды и почувствовал «вкус успеха и могущества».
С другой стороны, преуменьшая значение мотива обретения высокой должности и власти для себя лично и преувеличивая подобные карьерные цели для других, государственные и муниципальные служащие несколько лукавят. В общественном российском сознании все еще укоренен страх перед всевластием чиновника. Даже занимая рядовую исполнительную должность, чиновник тем не менее обладает определенным статусом в глазах обращающегося к нему с конкретной просьбой (поставить печать, выписать справку) гражданина. И чиновник знает об этом, должность и место в системе государственного или муниципального управления подчас дает ему ощущение «властителя судеб».
Закономерно, что чиновничья бюрократия определяется как разновидность организации публичной власти [Тощенко Ж. Т., 1998]. Ее отличительные черты:
□ отчуждение исполнительной власти от народа;
46
? .2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
Сама бюрократическая система управления формирует особый тип личности — карьериста-конформиста, то есть тип работника, не склонного озвучивать собственную позицию (даже если таковая и имеется), ориентированного на пассивное принятие существующего порядка вещей и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т. д.).
Для чиновника-бюрократа государственная цель, которую он призван формально реализовывать, превращается в личную цель, погоню за чинами, делание карьеры. Именно карьера — ядро бюрократической системы ценностей.
Реальная ситуация в современной отечественной системе государственного и муниципального управления подтверждает значимость «властно-бюрократической» компоненты карьеры чиновника. «Весовая категория» таких целей карьеры, как достижение высокой должности в организационной иерархии и обретение реальной власти на практике, более значима, чем указывали респонденты в ходе нашего исследования.
Различия наблюдаются также в соотношении материальных и моральных стимулов при выборе целей карьеры «для себя» и «для других». Для себя лично государственные и муниципальные служащие ставят практически на один уровень как материальное благополучие (эту цель из предложенного перечня выбрали 65% опрошенных), так и моральное удовлетворение, самоуважение (64%) и уважение со стороны коллег (64%). Для коллег те же самые респонденты материальный фактор в карьере определяют гораздо более значимым (63%) по сравнению с уважением в коллективе (42%) и самоуважением (26%).
Самой редко называемой целью карьеры «для других» оказалась самореализация (ее отметили только 15% опрошенных). Вместе с тем для себя лично в качестве цели карьерного продвижения самореализацию выбрали 45% респондентов.
Следует отметить, что наполненная гражданским и социальным звучанием цель — высокая общественная значимость выполняемого дела, потребность быть нужным людям — занимает далеко не самые ведущие позиции в иерархии карьерных целей (только треть респондентов указывают ее в ряду значимых и для себя, и для коллег).
Анализируя и интерпретируя полученные в ходе исследования результаты, необходимо пояснить, что в методику опроса был заложен «проективный элемент» — выбор значимых целей карьеры не только для себя, но и для других. Предполагалось, что определение карьерных целей не напрямую, а для своих коллег позволит выявить более точную иерархию целей карьеры государственных и муниципальных служащих. Возможно, срабатыванием «проективного приема» и объясняется менее «приглаженная» картина при выборе значимых целей карьерного продвижения «для других».
Тем не менее, важно еще раз подчеркнуть, что «первая тройка» привлекательных карьерных целей — «стабильность, материальная обеспеченность, хороший коллектив» — практически совпадает при обоих выборах («для себя» и «для других»),
47
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Приложения
- Глава 1
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 2
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- 2. Профессиональная деятельность
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 3. Карьерное продвижение
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Анализ целей и средств по их достижению
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Подходы к типологизации карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- I.I. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.7. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- 1. /. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целелолагание в карьере и карьерное планирование
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Четвертый раздел
- 1.2. Целепопагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теорий и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1 .3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава ?. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава /. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Характеристика организаций по признаку «индивидуализм — коллективизм»
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- 1.4. Критерии и фокторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Факторы, определяющие карьеру
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- М отивация карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- 1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Специальная матрица оценки
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- Глава 3
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Анализ резюме выпускника
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- 2. План развития карьеры
- Часть 1. Ответьте на вопрос: «Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального менеджера?»
- Часть 2. Ответьте на вопрос: «Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал?»
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
- 3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава з. Карьера молодого специалиста
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 3 .3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 1. Учет ожиданий и установок самих студентов — будущих молодых специалистов.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 2. Мониторинг качественных изменений в личности выпускника.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 3. Психологическое сопровождение адаптации учащейся молодежи.
- 4. Активное включение студентов в проектную деятельность.
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 5. Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 6. Организация внутривузовского шефства.
- 7. Карьерный тьюторинг.
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- Глава 4
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- 4. ]. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности п ример карьерного маршрута (2)
- 4. ]. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.J. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 1.1. Системность мышления
- 1.2. Динамичность мышления
- 2.2. Способность планировать и проектировать
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 3.1. Эффективность взаимодействия с людьми
- 3.2. Гибкость в общении
- 3.3. Способность к ведению переговоров
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 4 .2. Мотивация к достижению
- 4.3. Готовность к изменениям
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера но промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Технология оценки
- Технология оценки
- Кадровый опросник
- Проективный тест кКруги и линии»
- Имеет индивидуальную миссию, соотносит ее с корпоративной, в основном ориентируется на цели организации и интересы дела.
- В полной мере использует свои полномочия.
- Планирует и организует рабочий процесс таким образом, чтобы заранее предотвратить возможные ошибки и срывы и тем самым повысить качество работы.
- Высокая адаптивность к особенностям организационной культуры: легко и быстро перестраивает свою деятельность с учетом внутрифирменной орга низационной культуры.
- Достаточно самостоятелен. Сам решает многие вопросы, касающиеся его работы.
- Обладает исключительно большим опытом практической работы, что обес печивает высокое качество работы.
- Повышение квалификации считает своим профессиональным долгом, ин тенсивно занимается самоподготовкой, охотно обучается на курсах, семи нарах и т. Д.
- Умеет налаживать отличные деловые отношения с другими.
- Приложения
- В деятельности учитывает точку зрения подчиненных и коллег.
- Стремится по любым вопросам высказывать собственное мнение.
- Всегда хорошо продумывает и доказательно обосновывает решения в по вседневной деятельности.
- Способен прогнозировать и правильно оценивать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений.
- Способен к системному мышлению.
- Большой новатор, душой болеет за новое, не представляет, как можно жить и работать по-старому.
- Взаимоотношения с сотрудниками строит на основе их объективной оценки.
- Решителен, своевременно принимает решения по вопросам в пределах своей компетенции.
- Критичен и объективен в отношении себя, уровень притязаний выше уров ня возможностей.
- Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг
- Библиографический список