Технология оценки
Позиция в деловой оценке | Полномочия | Ответственность |
Фасилитаторы | • Проведение групповых упражнений; • «запуск» групповой активности; • наблюдение и оценка уровня проявленности компетенций у всех участников групповых заданий; * проведение персональных интервью | • Создание равных условий для раскрытия потенциала всех участников оценки; • минимальное вмешательство в процесс генерации идей участниками программы, «мягкое» сопровождение групповых процессов |
Психодиагносты | * Организация и проведение тестирования и анкетирования; • обработка и анализ первичной оценочной информации | • Обеспечение точности обработки и интерпретации полученной диагностической информации; • передача полученных результатов руководителю проекта в установленный срок |
Ответственные за организационно-технические вопросы | • Рассылка информационных писем всем участникам программы; • сбор подписей участников деловой оценки в явочном листе; • подготовка комплектов раздаточных материалов по числу участников; * предоставление помещений для проведения деловой оценки (не менее двух аудиторий); * проведение видеосъемки; * организация кофе-брейков и обедов | • Обеспечение качества организационно-технических аспектов проекта; • своевременное предоставление видеоматериалов руководителю проекта |
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОФИЛЯ ТРЕБУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИИ
ИЛИ СОГЛАСОВАНИЕ ЕГО С РАЗРАБОТАННЫМ КОМПАНИЕЙ
ПРОФИЛЕМ
На этом этапе организаторы технологии ассессмента на основании собеседований с представителями компании и имеющимся в организации профилем корпоративных компетенций (если таковой есть, а в данном случае в компании ранее уже была разработана модель корпоративных и профессиональных компетенций) определили набор компетенций, по которым проводится оценка. Предварительно предложенная технологами модель компетенций и модель компетенций, существовавшая в компании, совпали на 80%, соответственно, процесс окончательной «доводки» не занял много времени.
В итоге в число оцениваемых компетенций вошли:
П системность, динамичность и гибкость мышления;
П ориентация на результат;
255
Программа оценки карьерных компетенций и развития карьеры сотрудников компании умение планировать и проектировать; □ руководство группой; П презентационные навыки и гибкость деловой коммуникации; мотивация достижения; готовность к изменениям; лояльность компании. ПОДБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ Для каждой компетенции были разработаны свои поведенческие индикаторы — характеристики, которые можно наблюдать в ходе различных процедур, оценивать и сравнивать. Поведенческие индикаторы с краткими пояснениями заносились в специальные оценочные формы (бланки наблюдения). ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ В соответствии с выработанными поведенческими индикаторами принималось решение об использовании набора методов диагностики. При этом учитывались ведущие принципы ассессмента — один и тот же метод применяется для оценки различных компетенций и одна и та же компетенция для повышения надежности и точности оценивается разными методами и разными экспертами. Также принималась во внимание необходимость сочетать индивидуальные и групповые методы работы, возможность оценить реальное поведение участников, а не только их мнение по тому или иному поводу (см. Приложение 4). ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ-ОЦЕНЩИКОВ Для проведения ассессмента помимо руководителя программы были привлечены два эксперта-психолога, прошедшие специализированную подготовку, владеющие навыками проведения оценочного интервью, наблюдения и фасилитирования, а также менеджер по персоналу, непосредственно отвечающий за программу формирования кадрового резерва и карьерного продвижения сотрудников компании. Менеджер по персоналу компании отвечал за формирование групп, создание необходимых организационно-технических условий (наличие двух смежных аудиторий, проведение кофе-брейков, сбор мобильных телефонов участников программы и их возврат в перерывах и после окончания процедур оценки, наличие персональных бейджей для идентификации участников и удобства их оценки, обеспечение участников необходимыми канцелярскими принадлежностями и т. д.). 256
П РОВЕДЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Ассессмент в каждой из пяти групп проводился для удобства работы компании по субботним дням с 1 1 до 20 часов с перерывами на кофе-брейки и обед. Программа включала ряд процедур:
Введение в оценочную технологию
Заказчик программы — представитель руководства компании — знакомил участников с целями и задачами технологии, делая особый акцент на возможностях применения результатов для обучения, развития и дальнейшего карьерного роста наиболее перспективных сотрудников. Специалисты по деловой оценке (три эксперта) знакомили участников с этапами и особенностями прохождения программы (технологичность, точное соблюдение регламентов, в том числе и временного, порядок прохождения оценочных процедур, насыщенность различными по форме заданиями, роль экспертов-наблюдателей, форма доведения результатов оценки).
Краткий ориентировочный тест
На проведение теста отводится 15 минут. За это время необходимо выполнить как можно точнее и как можно быстрее 50 приводимых заданий. В тесте оценивается системность и динамичность мышления, и он является своего рода «разогревом» для последующей интеллектуальной работы.
Организационный тест
Это специальное упражнение предполагало работу участников в течение часа (ограничение по времени вводится как дополнительный стрессовый фактор) с большим объемом разнородной неструктурированной информации (записки, сообщения, схема маршрута с указанием пунктов для обязательного посещения в определенное время, совпадающие по времени «вводные» и т. д.). По итогам такой работы участники должны были увидеть и разрешить временные конфликты, принять управленческие решения, использовать все предоставленные ресурсы оптимальным образом. Благодаря данным по организационному тесту можно оценить не только отдельные карьерные компетенции, относящиеся к интеллектуальному и организационному блокам (системность, динамичность и гибкость мышления, руководство группой и умение работать в проектном режиме), но и выявить стиль управленческого мышления, провести диагностику по уровням «руководитель или исполнитель».
Упражнение «Слалом»
Это упражнение представляет собой набор мини-кейсов — ситуационных задач, которые часто встречаются в практике работы этой компании или характерны для данной деятельности (подробно упражнение приведено в разделе «Тренинг "Управление карьерой"»).
9 Зак. 4139
257
Программа оценки карьерных компетенций и развития карьеры сотрудников компании
Представление участников в мини-группе по определенной форме В мини-группах было проведено представление, начиная с ведущего, цель которого, с одной стороны, — в получении дополнительной диагностической информации по оцениваемым компетенциям (презентационные навыки и гибкость деловой коммуникации, мотивация к достижениям, готовность к обучению). А с другой стороны, благодаря включению в представление пунктов о хобби и возможности задать вопросы друг другу в мини-группе создавалась доброжелательная рабочая атмосфера, несколько снимающая психологическое напряжение у участников программы.
Групповая дискуссия
Метод групповой дискуссии (ГД) считается одной из наиболее универсальных и эффективных оценочных процедур и позволяет оценить практически все рассматриваемые компетенции. В нашем случае предметом ГД было решение по выбору двух сердец для пересадки тому или иному претенденту на операцию (каждый участник ГД играл роль профессионального кардиохирурга, у каждого был свой «пациент», легенда для которого специально разрабатывалась организаторами оценки), задача — выбрать только двух «пациентов» для пересадки сердца, в то время как в групповой дискуссии участвуют 7-10 «кардиохирургов» (а значит, таково и количество «пациентов»).
Подготовка доклада на заданную тему и выбор лучшего доклада Это задание предполагало подготовку каждым участником мини-доклада (на тему «Три ваших возможности и три ограничения при вступлении в новую должность, на которую вы планируетесь при зачислении в кадровый резерв»), краткое выступление с этим докладом перед остальными участниками группы и ответы на их вопросы и вопросы фасилитаторов (подробно упражнение приведено в разделе «Тренинг "Управление карьерой"»).
Карьерное эссе
Участникам предлагалось в течение 15-20 минут в свободной форме представить видение собственной карьеры на ближайшую (1 год), среднесрочную (3 года) и отдаленную (5 лет) перспективу.
В упражнении оценивается уровень карьерных предпочтений, мотивация к достижению, умение планировать и проектировать.
Персональное интервью
С каждым участником проводилось экспресс-интервью двумя экспертами. В ходе интервью выяснялся уровень карьерных притязаний участника, выявлялись особенности его самооценки, проверялась стрессоустойчивость и степень осознания необходимости развития и дальнейшего обучения.
Опросник Майерс—Бриггс (MBTI)
Типологический опросник позволяет выявить соционический тип участника оценки, его сильные и слабые стороны с точки зрения менеджмента.
258
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Приложения
- Глава 1
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 2
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- 2. Профессиональная деятельность
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 3. Карьерное продвижение
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Анализ целей и средств по их достижению
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Подходы к типологизации карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- I.I. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.7. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- 1. /. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целелолагание в карьере и карьерное планирование
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Четвертый раздел
- 1.2. Целепопагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теорий и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1 .3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава ?. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава /. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Характеристика организаций по признаку «индивидуализм — коллективизм»
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- 1.4. Критерии и фокторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Факторы, определяющие карьеру
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- М отивация карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- 1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Специальная матрица оценки
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- Глава 3
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Анализ резюме выпускника
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- 2. План развития карьеры
- Часть 1. Ответьте на вопрос: «Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального менеджера?»
- Часть 2. Ответьте на вопрос: «Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал?»
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
- 3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава з. Карьера молодого специалиста
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 3 .3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 1. Учет ожиданий и установок самих студентов — будущих молодых специалистов.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 2. Мониторинг качественных изменений в личности выпускника.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 3. Психологическое сопровождение адаптации учащейся молодежи.
- 4. Активное включение студентов в проектную деятельность.
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 5. Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 6. Организация внутривузовского шефства.
- 7. Карьерный тьюторинг.
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- Глава 4
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- 4. ]. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности п ример карьерного маршрута (2)
- 4. ]. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.J. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 1.1. Системность мышления
- 1.2. Динамичность мышления
- 2.2. Способность планировать и проектировать
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 3.1. Эффективность взаимодействия с людьми
- 3.2. Гибкость в общении
- 3.3. Способность к ведению переговоров
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 4 .2. Мотивация к достижению
- 4.3. Готовность к изменениям
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера но промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Технология оценки
- Технология оценки
- Кадровый опросник
- Проективный тест кКруги и линии»
- Имеет индивидуальную миссию, соотносит ее с корпоративной, в основном ориентируется на цели организации и интересы дела.
- В полной мере использует свои полномочия.
- Планирует и организует рабочий процесс таким образом, чтобы заранее предотвратить возможные ошибки и срывы и тем самым повысить качество работы.
- Высокая адаптивность к особенностям организационной культуры: легко и быстро перестраивает свою деятельность с учетом внутрифирменной орга низационной культуры.
- Достаточно самостоятелен. Сам решает многие вопросы, касающиеся его работы.
- Обладает исключительно большим опытом практической работы, что обес печивает высокое качество работы.
- Повышение квалификации считает своим профессиональным долгом, ин тенсивно занимается самоподготовкой, охотно обучается на курсах, семи нарах и т. Д.
- Умеет налаживать отличные деловые отношения с другими.
- Приложения
- В деятельности учитывает точку зрения подчиненных и коллег.
- Стремится по любым вопросам высказывать собственное мнение.
- Всегда хорошо продумывает и доказательно обосновывает решения в по вседневной деятельности.
- Способен прогнозировать и правильно оценивать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений.
- Способен к системному мышлению.
- Большой новатор, душой болеет за новое, не представляет, как можно жить и работать по-старому.
- Взаимоотношения с сотрудниками строит на основе их объективной оценки.
- Решителен, своевременно принимает решения по вопросам в пределах своей компетенции.
- Критичен и объективен в отношении себя, уровень притязаний выше уров ня возможностей.
- Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг
- Библиографический список