logo
461897_898B1_karernyy_rost_dignostika_tehnologi

Глава 1. Теория и практика карьеры

ч ем обе эти стороны карьеры могут не совпадать у одного и того же человека: подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и, напротив, человек на высоких должностях может не достичь столь же высокого уровня про­фессионализма.

Н. С. Пряжников (1996) вслед за известным и признанным специалистом по карьерной периодизации Д. Сьюпером (1983) относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения, представляющему собой постоянно чередующиеся выборы и имеющему в качестве основы Я-концепцию личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. Перед подобным выбором человек стоит несколько раз в своей жизни: после окончания школы, после окончания вуза, при переходе в другую профессиональную сферу деятельности [Егоршин А. П., 1996].

Исходя из широкого понимания карьеры, профессиональное самоопределение рассматривается Н. С. Пряжниковым (1996) как ее составная часть. С другой сто­роны, при том, что профессиональное самоопределение находится в тесной взаи­мосвязи с жизненным и личностным самоопределением, понятия «карьера» и «профессиональное самоопределение» вполне соотносимы.

Особенностью отечественных исследований в области профессионального самоопределения [Климов Е. А., 1988, 1993; Чистякова С. М., 1993] является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам данного процесса. Один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, создан­ный в Институте профессионального самоопределения молодежи при Российской академии образования, основан на разработанной Р. Бернсом Я-концепции раз­вития личности.

Зарубежные исследователи вопросов профессиональной карьеры, главным образом американские авторы, предпочитают давать максимально расширенное толкование карьеры, определяя ее как «разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой» [Greenhaus J. Н., 1987]. Или определяя карьеру в самом полном и всеобъемлющем смысле этого понятия как «последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни» [Super D. Е., 1983].

Во многих статьях, опубликованных в специальных зарубежных научных журна­лах («Journal of Vocational Behavior», «Human Relations», «Human Resource Management», «Journal of Counseling Psychology») и посвященных проблематике карьеры, в самом начале публикаций приводится предельно общее определение карьеры. Основное же внимание авторы уделяют соподчиненным понятиям — мо­тивации к карьере [Noe A., Noe R., Bachuber J., 1990], специализации в карьере [White М. С, Smith A., Barnett Т., 1994], субъективному карьерному успеху [Aryee S., Chay Y. W., Tan Н. Н., 1994], описывая их достаточно подробно и глубоко.

В целом, по сравнению с зарубежными публикациями по вопросам карьеры, в современных работах отечественных авторов более детально раскрывается собственно психологическое содержание понятия «карьера».

Так, А. А. Бодалев и Л. А. Рудкевич (1997) в качестве психологического напол­нения термина «карьера» приводят целый ряд составляющих:

16

I. ?. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры

П характер целей, которые ставит человек, включаясь в один из видов деятель­ности, значимых для государства, гражданином которого он выступает, и важных для общества, членом которого он является;

П систему мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность, в большей или меньшей степени полезную для государства и общества, а также стоящую за этими мотивами систему ценностей;

□ степень актуализации при осуществлении соответствующей деятельности способностей специалиста, проявляющихся в конкретных поступках и делах, свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма.

Способности неслучайно исследуются в связи с карьерой, поскольку «одну и ту же цель карьеры могут ставить и достигать люди, обладающие разными способно­стями и затрачивающие для этого неодинаковые усилия, практикующие несхожие стили деятельности и демонстрирующие при этом различную степень профессио­нализма» [Бодалев А. А., Рудкевич Л. А., 1997].

Ряд отечественных исследователей само понятие карьеры рассматривают с разных точек зрения [Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В., 1997; Турчинов А. И., 1997]. С позиции процессного подхода, как указывают данные авторы, карьера может быть определена как способ достижения целей и резуль­татов в основной форме личностного самовыражения. С позиций статусного под­хода карьера — это достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В рамках ценностного подхода карьера связана с общественно значимой и оцениваемой деятельностью личности в социуме. С позиций индивида карьера понимается как индивидуальный трудовой путь человека, его деятельность, выра­женная в профессиональной или должностной форме. Такое понятие карьеры ис­пользуется наиболее часто.

На мой взгляд, современное и актуальное толкование термина «карьера», от­ражающее психолого-акмеологический подход, приводит И. Д. Ладанов (1997, 2000), определяющий сущностную характеристику карьеры не только (и не столь­ко) как продвижение по должностным ступенькам, а как процесс реализации чело­веком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

Исходя из такого подхода, должностное восхождение в ходе карьеры выступа­ет не как самоцель, а только в качестве одного из вариантов средств самореали­зации, к числу которых можно также отнести профессиональное совершенствова­ние, вовлечение в процесс исполнения усложненных рабочих задач (при насыщении трудового процесса элементами творчества).

Отечественные исследователи вопросов карьеры [Невструева Т. X., Гнедина Т. Г., 2006] отмечают междисциплинарный статус понятия карьеры. Тем не менее, анализ различных концепций карьеры позволил им выделить и общее во всех подходах. В большинстве определений

d карьера рассматривается как динамичное явление, последовательность изменений профессий, статусов, ролей, видов работ и т. д.;

□ карьера включена в профессиональное пространство развития личности и рассматривается как одна из форм самореализации;

ГОУ УЛГУ

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

17