logo
461897_898B1_karernyy_rost_dignostika_tehnologi

4.4. Карьера на промышленном предприятии

С реднее значение выраженности признака самоэффективности в сфере дея­тельности у руководителей высшего управленческого уровня почти вдвое превы­шает среднее значение этого признака (58,2 против 30,4), полученное в резуль­тате нормирования теста на определение общей и социальной самоэффективности М. Шеер, Д. Маддукс (1997) на выборке в 927 человек [А. А. Деркач, А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров, 1997].

Напротив, чем ниже самоэффективность у работника, тем в большей степени он настроен на неудачу в своем карьерном продвижении, тем меньше у него шан­сов реализовать эффективную профессиональную карьеру. По данным нашего исследования психологических факторов карьеры, у работников, стоящих на более низких ступеньках организационной иерархии (специалисты 1 -й и 2-й категорий), показатели по личностному фактору «самоэффективность в сфере деятельности» значительно ниже, чем у руководителей среднего и высшего уровней.

При этом между самоэффективностью в сфере деятельности и уровнем управ­ления выявляется отношение прямой зависимости: более высокий уровень управ­ления связан со значимо более выраженной самоэффективностью. Внутренний механизм этой взаимосвязи можно раскрыть на основе анализа карьерного вос­хождения с точки зрения развития управленческих способностей (табл. 30).

Таблица 30

Выраженность (средние значения и стандартные отклонения) личностных характеристик госслужащих — представителей двух уровней управления и специалистов

Личностные характеристики

Средние значения (М) и стандартные отклонения (SD)

руководители высшего уровня управления

руководители среднего уровня управления

специалисты

М

SD [ М

. „ _

SD

М

SD

Самоэффективность в сфере деятельности

V

,,,

, 2б;4...

Ж ,„ о

Самоэффективность в сфере общения

7,9

11,3

6,4

8,5

7,7

8,1

Примечание. На темном фоне выделены показатели, по которым обнаружены достоверно значимые различия между представителями соответствующих групп (р < 0,05). По остальным достоверно значимых различий не обнаружено.

Карьерное восхождение к более высокому управленческому уровню (от спе­циалиста к руководителю отдела, от руководителя отдела к руководителю всей организации) требует развития целого ряда способностей, умений и навыков, в частности таких, как:

О способность использовать более широкий спектр ролевых позиций;

Р умение выстраивать поведение, соответствующее конкретной задаче или

ситуации;

: О настойчивость и последовательность в разрешении задач профессиональной деятельности;

217