Глава 1. Теория и практика карьеры
В современных учебниках и учебных пособиях по управлению персоналом выделяется аспект «субъективного осознания» профессионального пути. Карьера здесь определяется, прежде всего, как «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека» [Кибанов А. Я., 1997] и «не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида» [Иванцевич Д. М., Лобанов А. А., 1995]. Акцент в определении успешной карьеры в данном случае смещен с объективных внешних критериев (социальных, экономических и т. д.) на внутренние (психологические, внутриличностные).
Для определения карьеры используется целый ряд ключевых терминов: «перемещение», «мобильность», «продвижение». «Перемещение» — наиболее широкое понятие, вместе с тем оно может быть и территориально-пространственным. «Мобильность» — термин, введенный социологами и характеризующий «изменение положения индивида в обществе», то есть изменение его социального статуса. Большинство же исследователей, при всем разнообразии их подходов и точек зрения, объединяет идея карьеры как постепенного продвижения человека по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей работника.
Не случайно в ряду английских эквивалентов понятия «карьера» стоят рядом собственно «career» (карьера) и «promotion» — «продвижение по службе, повышение в звании, производство в чин». В Большом энциклопедическом словаре (1997) среди трех основных значений на первое место также выводится понимание карьеры как «продвижения в какой-либо сфере деятельности».
В ряде словарей понятие карьеры связывается с «достижением известности, славы, выгоды» (второе толкование карьеры в Большом энциклопедическом словаре, 1997), акцент в понимании этого термина переносится на «успешность продвижения в служебной или какой-либо другой деятельности» [Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология, 1997]. Сама карьера определяется как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения» [Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., 1997].
С другой стороны, исследователи рассматривают карьеру не только под углом продвижения по служебной лестнице, а гораздо шире. В Словаре русских синонимов (1997) открываются неожиданные, не лежащие на поверхности смыслы слов, что, по мнению авторов, способствует более точному и компетентному словоупотреблению, поэтому в ряду синонимов слова «карьера» приводятся такие широкие, с философским наполнением категории, как «будущность», «судьба».
Трактовка карьеры в ряде работ отечественных авторов также выходит за рамки собственно профессиональной деятельности. Современное понимание карьеры, приводимое Н. С. Пряжниковым (1996), — «это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни». «Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью» [Кибанов А. Я., 1 997]. Раскрывая этот тезис, А. Я. Кибанов приводит ряд примеров. Так, индивидуальное осознание своей профессиональной и управленческой позиции,
14
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Приложения
- Глава 1
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 2
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- 2. Профессиональная деятельность
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 3. Карьерное продвижение
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.1. Карьерный самоменеджмент
- Анализ целей и средств по их достижению
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Подходы к типологизации карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- I.I. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- 1.1. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.7. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- 1. /. Эволюция представлений о карьере. Типы и стадии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целелолагание в карьере и карьерное планирование
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Четвертый раздел
- 1.2. Целепопагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теорий и практика карьеры
- 1.2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1 .3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава ?. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава /. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Характеристика организаций по признаку «индивидуализм — коллективизм»
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.3. Основные модели и стратегии карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- 1.4. Критерии и фокторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Факторы, определяющие карьеру
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- М отивация карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.4. Критерии и факторы карьерного успеха
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- 1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава I. Теория и практика карьеры
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 1.5. Тендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава I. Теория и практика карьеры
- 1.5. Гендерные аспекты карьеры (мужская и женская карьера)
- Глава 1. Теория и практика карьеры
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Специальная матрица оценки
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- 2.3. Технологии карьерного продвижения и оценки карьерного потенциала
- Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
- Глава 3
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Анализ резюме выпускника
- 3.1. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры
- 2. План развития карьеры
- Часть 1. Ответьте на вопрос: «Каковы мои слабые и сильные стороны как потенциального менеджера?»
- Часть 2. Ответьте на вопрос: «Как наиболее выгодно я могу воспользоваться возможностями, вытекающими из моего еще сравнительно небольшого опыта, чтобы повысить свой управленческий потенциал?»
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
- 3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- Глава з. Карьера молодого специалиста
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 3 .3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 1. Учет ожиданий и установок самих студентов — будущих молодых специалистов.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 2. Мониторинг качественных изменений в личности выпускника.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 3. Психологическое сопровождение адаптации учащейся молодежи.
- 4. Активное включение студентов в проектную деятельность.
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 5. Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала.
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- 6. Организация внутривузовского шефства.
- 7. Карьерный тьюторинг.
- Глава 3. Карьера молодого специалиста
- 3.3. Роль вуза в сопровождении карьеры молодых специалистов
- Глава 4
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- 4. ]. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности п ример карьерного маршрута (2)
- 4. ]. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.J. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.2. Карьера в системе высшей школы
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 1.1. Системность мышления
- 1.2. Динамичность мышления
- 2.2. Способность планировать и проектировать
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 3.1. Эффективность взаимодействия с людьми
- 3.2. Гибкость в общении
- 3.3. Способность к ведению переговоров
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- 4 .2. Мотивация к достижению
- 4.3. Готовность к изменениям
- 4.3. Карьера в бизнес-организациях
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера но промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
- 4.4. Карьера на промышленном предприятии
- Технология оценки
- Технология оценки
- Кадровый опросник
- Проективный тест кКруги и линии»
- Имеет индивидуальную миссию, соотносит ее с корпоративной, в основном ориентируется на цели организации и интересы дела.
- В полной мере использует свои полномочия.
- Планирует и организует рабочий процесс таким образом, чтобы заранее предотвратить возможные ошибки и срывы и тем самым повысить качество работы.
- Высокая адаптивность к особенностям организационной культуры: легко и быстро перестраивает свою деятельность с учетом внутрифирменной орга низационной культуры.
- Достаточно самостоятелен. Сам решает многие вопросы, касающиеся его работы.
- Обладает исключительно большим опытом практической работы, что обес печивает высокое качество работы.
- Повышение квалификации считает своим профессиональным долгом, ин тенсивно занимается самоподготовкой, охотно обучается на курсах, семи нарах и т. Д.
- Умеет налаживать отличные деловые отношения с другими.
- Приложения
- В деятельности учитывает точку зрения подчиненных и коллег.
- Стремится по любым вопросам высказывать собственное мнение.
- Всегда хорошо продумывает и доказательно обосновывает решения в по вседневной деятельности.
- Способен прогнозировать и правильно оценивать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений.
- Способен к системному мышлению.
- Большой новатор, душой болеет за новое, не представляет, как можно жить и работать по-старому.
- Взаимоотношения с сотрудниками строит на основе их объективной оценки.
- Решителен, своевременно принимает решения по вопросам в пределах своей компетенции.
- Критичен и объективен в отношении себя, уровень притязаний выше уров ня возможностей.
- Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг
- Библиографический список