9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
Важность и необходимость оценки результативности управленческого труда обусловлена:
стремлением организаций к повышению своей конкурентоспособности и захвату лидирующих позиций на рынке;
необходимостью максимального обеспечения потенциальных возможностей организации при достижении поставленных целей;
ограниченностью ресурсов и недопущением их нерационального распределения внутри организации;
стремлением хозяйствующих субъектов к организационному развитию и получению максимального эффекта при наименьших затратах, в том числе и на содержание управленческого аппарата;
своевременным реагированием на изменения и предотвращением негативного влияния внешней среды организации;
стремлением организаций к оптимизации управленческих процессов и др.
Достижение целей организации во многом предопределяется способностью органов управления постоянно выявлять источники и способы приумножения экономических, социальных, научно-технических, экологических и собственно управленческих эффектов.
Источниками экономических эффектов являются:
прирост объема продаж;
повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготовленной продукции;
повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости);
рост производительности труда;
ускорение оборачиваемости оборотных средств;
снижение затрат на управление;
снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции;
уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции;
снижение стоимости контроля продукции;
снижение трудоемкости производственных процессов;
предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов;
уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей;
уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям;
уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт;
уменьшение ущерба за нарушение контрактов;
более точное выполнение поставок продукции в срок;
сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство;
увеличение объемов продукции и услуг, соответствующих требования потребителей.
сокращение срока окупаемости инвестиций;
сокращение сроков капитального строительства;
повышение фондоотдачи;
прибыль от лицензионной деятельности;
прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау и др.
К источникам социальных эффектов относятся:
повышение квалификации управленческого и производственного персонала;
улучшение условий и организации труда;
повышение безопасности труда;
повышение степени безопасности работников;
прирост доходов работников;
сокращение рабочего времени персонала;
повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников (повышение надежности обеспечения теплом, электроэнергией, продуктами питания и т.п.);
повышение удовлетворенности социальных и духовных потребностей;
увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей;
изменение количества рабочих мест;
улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, включая улучшение условий и возможностей отдыха;
экономия свободного времени работников вне предприятия и т.п.
Следует отметить, что в экономической оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных эффектов или обусловленные социальными последствиями реализации результатов исследования (затраты на предоставление бесплатного или льготного жилья, повышение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Возможные доходы от реализации этих мер также учитываются в расчетах экономических эффектов.
Источниками научно-технических эффектов являются:
количество зарегистрированных авторских свидетельств;
увеличение удельного веса новых информационных технологий;
увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов;
повышение коэффициента автоматизации производства и управления;
повышение организационного уровня производства и труда;
рост количества публикаций (индекса цитирования);
повышение конкурентоспособности организации и её товаров на рынке промышленно развитых стран и пр.
К источникам экологических эффектов можно отнести:
уменьшение загрязнения окружающей среды (снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов);
повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
уменьшение штрафов за нарушение экологических требований;
снижение отходов производства;
повышение эргономичности производства и выпускаемых товаров (уровень шума, освещенность, вибрации и т.п.).
Источниками собственно управленческого эффекта являются:
оптимизация организационной структуры управления;
повышение качества управленческих процессов или реализации общих и специфических функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль, принятие решений, коммуникации и пр.);
повышение устойчивости функционирования системы управления;
обеспечение непрерывности управления;
повышение скрытности управления;
повышение оперативности управленческих процессов;
совершенствование методов управления и др.
Все источники эффектов взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, так как каждый из них в той или иной степени влияет на эффективность функционирования организации в целом.
Специалисты в области менеджмента Т. Питерс и Р. Уотермен провели исследование «образцовых компаний», на протяжении 20 лет показывающих высокую эффективность основной деятельности. Все образцовые компании обладали рядом сходных признаков, которые обеспечили эту эффективность.
К признакам эффективного менеджмента относятся:
1. Максимальное внимание потребителям. Исследования показали, что 4% клиентов имеют склонность жаловаться, 96% неудовлетворенных клиентов просто уходят. Каждый неудовлетворенный клиент рассказывает примерно 10 друзьям и коллегам о своем печальном опыте. Значит, не удовлетворив надежды 100 клиентов, предприятие может потерять 1000!;
2. Человек главный ресурс организации. Образцовые компании рассматривают каждого работника как источник идей, а не просто как пару рабочих рук. Управление персоналом в этих компаниях строится с учетом психологических особенностей, присущих большинству людей;
3. Ориентация на действие. Не отрицая важность стратегического планирования, маркетинговых исследований и других научных методов, образцовые компании непрерывно экспериментируют, пробуют, чтобы как можно быстрее проверить на деле, на потребителе новые продукты, услуги, технологии, процедуры. Экспериментирование действует как форма эффективного приобретения новых знаний, которое оказывается менее дорогостоящим и более полезным, чем многие другие методы.
Некоторые высшие менеджеры даже считают, что «принять решение, пусть даже плохое, – лучше, чем не принять совсем никакого решения»;
4. Развитие самостоятельности и предприимчивости. Образцовые компании отличают децентрализация управления, развитие самостоятельности, предприимчивости. Предприимчивость, атмосфера поиска создается поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления;
5. Ориентация на общефирменные ценности. Во многих образцовых компаниях повсеместно употребляются история, лозунги и легенды, связанные с этапами развития организации, а также деятельностью ее видных руководителей и специалистов. Эти истории оказываются очень важными, поскольку выражают общие укоренившиеся ценности организации, ее культуру. Чем сильнее культура организации и чем в большей степени она ориентирована на рынок, тем меньше нужны директивные наставления, организационные схемы, подробные процедуры и правила;
6. Верность своему делу. В образцовых компаниях люди не чувствуют себя «временщиками», способными в любой момент покинуть организацию, особенно в трудные для неё времена. Трудности – процесс временный, и их следует настойчиво преодолевать совместными усилиями всех членов компании;
7. Простота и скромность. Руководство образцовых компаний, нацеленное на постоянное совершенствование, не допускает никаких излишеств, стремится к максимальной рациональности. Плоские структуры, скромные штаты аппарата управления, отсутствие объемных инструкций, доступность высшего руководства для персонала – за этим стоят не только экономические, но и моральные соображения;
8. Сильные лидеры. Ценности и методы менеджмента, превращающие организации в образцовые, устанавливаются и развиваются благодаря влиянию сильных, хоризматических лидеров.
Разработка и реализация мер по повышению эффективности управления компанией является непрерывным процессом, требующим постоянного внимания не только со стороны руководителя организации, но и всего аппарата управления. А для этого, прежде всего, необходимо иметь чёткое представление о сущности понятий «эффект» и «эффективность».
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы