2.4.2. Системный подход
Системный подход базируется на общей теории систем, создателем которой считается биолог-теоретик, профессор Венского университета Людвиг фон Берталанфи (1901-1972гг.). Подходя к биологическим объектам как к организованным динамическим системам, он выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию, основными задачами которой являются разработка математического аппарата для описания различных типов систем и установление изоморфизма (сходства) законов в различных областях знания.
Применение теории систем в управлении в конце 1950-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. Пола Гетти.
Системный подход в менеджменте – это способ мышления по отношению к организации и управлению, который рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим её элементам.
При этом подходе любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.
Системный подход помогает руководителям увидеть организацию в единстве всех её составляющих, понять взаимосвязь между отдельными частями организации и между организацией и окружающей средой.
Для того чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо определить понятие «система».
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
«Целыми» называются материальные объекты, элементы которых связаны причинно-следственными связями, обладающие собственными закономерностями действий.
Части системы, обладающие аналогичными свойствами, называются подсистемами (люди, структура, задачи, технология и др.).
Каждую систему можно представить в виде совокупности элементов, состоящих из объекта управления, субъектов (субъекта) управления, каналов прямой и обратной связи между ними (рис. 1.1).
Классификация систем, согласно данному подходу, может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
Кроме основной, системы имеют следующую классификацию:
искусственные и естественные;
открытые и закрытые;
детерминированные и стохастические;
жесткие и мягкие.
Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер и т.д.
Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.
Открытые системы характеризуются открытым характером связей между средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информацией.
Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, семья на Востоке.
Разграничение систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации.
Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.
Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании.
Жесткие системы – это обычные авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.
Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.
Кроме того, системы могут быть простыми и сложными.
«Сложная система» - это система со слабо предсказуемыми свойствами, обладающая скрытыми или самостоятельными тенденциями поведения. В практике не редко применяется термин «большая» система. Под «большой» («крупномасштабной») системой будем понимать систему, число подсистем которой очень велико, а состав разнороден.
Все социальные организации в рамках системного подхода рассматриваются как сложные системы, которым свойственны следующие признаки:
множество элементов;
единство главной цели для всех элементов;
относительная самостоятельность всех элементов;
наличие связей между элементами;
целостность и единство элементов структуры;
четко выраженное управление.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
Системный подход нашел широкое применение в исследовании систем управления организациями. При этом к основным принципам системного подхода следует отнести:
целенаправленность исследования;
всесторонность исследования;
использование системно-блочного абстрактного моделирования;
рассмотрение не только объекта исследования, но и его элементов, а также составляющих среды как самостоятельных систем, находящихся в связях и отношениях друг с другом;
выявление противоречий, обусловливающих развитие (движение) объекта;
единство анализа и синтеза;
проверку текущих результатов на соответствие реальности (практике) управления;
активность исследования.
В основе системного подхода лежат два взаимодополняющих метода позволяющих решить ряд системных задач: системный анализ и системный синтез.
Под анализом систем понимается процесс исследования, основанный на декомпозиции системы с последующим определением её статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей среды.
Целями анализа системы управления являются: детальное изучение системы и её подсистем для более эффективного использования и принятия решения по их дальнейшему совершенствованию или замене; исследование альтернативных вариантов вновь создаваемой системы (подсистемы) с целью выбора наилучшего варианта.
Под синтезом систем понимается процесс их создания или совершенствования. Синтез систем осуществляется путём определения последующего согласования статических и динамических характеристик системы, обеспечивающих в конечном итоге максимальное соответствие создаваемой или совершенствуемой системы поставленным целям исследования.
Основными целями синтеза системы управления являются: создание новой системы (подсистемы); совершенствование существующей системы (подсистемы) на основе выявленных недостатков в связи с появлением новых задач и требований.
Главная практическая задача системного подхода при решении задач управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав проблему (задачу управления), возникшую во внешней или внутренней среде организации, применить такие методы исследования и обосновать такие дополнительные связи, которые смогли бы обеспечить требуемую эффективность решения проблемы.
Из всех методологических концепций системный подход наиболее близок к "естественному" человеческому мышлению. В то же время системный подход объединяет естественнонаучный метод, основанный на эксперименте, формальном выводе и количественной оценке с умозрительным методом, опирающимся на образное представление окружающего мира, качественный анализ и синтез.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы