6.1. Общефункциональный подход к управлению
Современная концепция процессного подхода, рассмотренная в /2.4.1/, отражает лишь общие аспекты управления, в ходе которого реализуются функции менеджмента (планирование, организация мотивация, контроль и т.п.), характерные для любого уровня управления и вне зависимости от особенностей и специфики деятельности организаций. Поэтому данный подход целесообразнее было бы называть общефункциональным подходом, так как понятие процессного подхода гораздо шире. Это обусловлено тем, что процессный подход включает всю совокупность, реализуемых в организации функций управления, отражающих как общие, так и специфические аспекты деятельности конкретной организации. Кроме того, существующая последовательность реализуемых функций управления в рамках процессного подхода требует своего уточнения. Не случайно, поэтому в современной научной литературе не существует строго установленной последовательности действий руководителя по реализации процесса управления.
Специалисты в области менеджмента выделяют в настоящее время общие и специфические функции управления.
Общие функции управления отражают содержание управленческого процесса в любой организации в общем виде и не зависят от специфики деятельности субъекта управления. К общим функциям управления обычно относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие решений, коммуникацию, координацию и др.
Специфические функции управления учитывают особенности функционирования конкретных объектов управления, а также специфику деятельности рассматриваемой организации в целом либо по отдельным её видам. В этом случае выделяют совокупность частных (специфических) функций управления. Исходя из этого, к специфическим функциям управления относят различные виды управленческой деятельности, обеспечивающие достижение конкретных (частных) целей организации, в частности:
стратегическое и оперативное управление;
управление инновационной деятельностью;
управление производственной деятельностью (основной, вспомогательной);
управление персоналом;
управление финансовой деятельностью предприятия;
управление сбытом продукции;
управление материально-техническими ресурсами (запасами);
управление рисками и т.п.
Реализация управленческими структурами организации всей совокупности общих и специфических функций управления составляет сущность процессного подхода к управлению.
Исходя из этого, общефункциональный подход к управлению рассматривает процесс управления как совокупность взаимосвязанных общих функций управления, представленных на рис. 6.1.
В рамках данного подхода рассматриваемые функции управления условно можно разбить на базисные, универсальную и связующую.
Базисные функции управления образуют общую структуру рассматриваемого подхода. К ним относятся: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Для них характерны относительно упорядоченная последовательность действий, высокая степень зависимости от эффективности реализации универсальной и связующей функций управления.
Общее понятие о базисных функциях управления (за исключением функции прогнозирования) дано в разделе 2.4.1.
Прогнозирование - процесс обоснованного предсказания возможного развития событий в целях осуществления рационального планирования и эффективной реализации последующих действий организации.
Некоторыми современными исследователями процессного подхода к управлению, в отличие от А. Файоля, часто игнорируется самостоятельность функции прогнозирования в управленческом процессе [1,4,5]. При этом считается, что прогнозирование является частью процесса планирования, хотя вполне очевидно, что прогнозирование предшествует процессу планирования. Можно строить различные прогнозы по дальнейшему развитию тех или иных событий, но если прогнозы пессимистичны, например, в отношении разработки и последующей реализации конкретного инновационного продукта (услуги), то и вряд ли следует тратить время на планирование деятельности, связанной с разработкой такого продукта. Таким образом, прогнозирование является вполне самостоятельной функцией управленческого процесса, предшествующей процессу планирования.
Прогнозирование должно основываться на знании и правильной оценке имеющихся данных обстановки, точных расчетах, знании возможностей подчиненных инстанций.
К универсальной функции управления, используемой фактически на всех этапах управленческого процесса, следует отнести принятие решений.
Универсальность данной функции обусловлена тем, что её в равной степени можно отнести как к базисным, так и к связующей функциям управления. Это действительно так, однако решение как функция управления играет весьма самостоятельную и ответственную роль. Например, трудно при определённых обстоятельствах заранее спланировать предстоящие действия (в данном случае переходят к реактивному управлению) или можно отказаться от тотального контроля своих подчиненных, целиком и полностью полагаясь на них, но в любом случае руководителем по этому поводу должно быть принято вполне определённое решение.
Многие решения часто принимаются интуитивно, в частности, из-за нехватки времени или отсутствия необходимой информации. Тем не менее, именно от того, какое было принято решение, во многом предопределяется, не только эффективность дальнейшего функционирования, но и, возможно, само существование той или иной организации в будущем.
Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется особенно на высших уровнях управления. Поэтому руководитель не может и не должен принимать непродуманные решения. А для этого необходимо знать природу решений.
Коммуникация является связующей функцией управления. Посредством коммуникации происходит обмен информацией, которая составляет основу процесса управления, а, кроме того, с её помощью обеспечивается определённая взаимосвязь остальных функций между собой.
Важно подчеркнуть, что в предложенном общефункциональном подходе взаимосвязь рассматриваемых функций управления не носит строгой направленности и последовательности их реализации. Кроме того, в процессе управления часть общих функций может реализовываться как последовательно, так и параллельно. При этом в зависимости от принимаемых решений обращение к базисным функциям управления может носить многоразовый характер в рамках цикла управления, например:
уточнение целей и корректировка планов организации вследствие непредсказуемых изменений внешней и внутренней среды;
необходимость в организационных преобразованиях из-за неудовлетворительного функционирования отдельных элементов системы управления;
уточнение прогнозов развития организации;
корректировка стимулов в процессе мотивации труда персонала и т.п.
Таким образом, процессный подход к управлению включает совокупность общефункционального и специфических функциональных подходов к управлению. При этом общефункциональный подход базируется на реализации общих функций управления.
При исследовании системы управления той или иной организации данный подход целесообразно использовать совместно с системным подходом.
Детальная характеристика функций управления, представленных в рамках общефункционального подхода, подробно рассмотрена ниже.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы