logo
Книга ОМ

Раздел 9. Риски и их учет.

В разделе обязательно надо отметить наличие рисков, проблем и сложностей, но не акцентировать уверенность в успехе бизнеса, оптимизм, упомянув при этом о сложностях, о которых вам известно.

Основные пункты раздела:

  1. Условия, при которых фирма может «прогореть», и оценка риска;

  2. Пути преодоления рисков;

Приложения.

Приложения могут содержать информацию, полезную при анализе, но не включенную в основной текст бизнес-плана ввиду ее большого объема или излишней детализации. Кроме того, здесь может быть конфиденциальная информация, которую нецелесообразно показывать каждому потенциальному инвестору. Соответственно, приложения могут быть оформлены отдельно от бизнес-плана и предоставляться лицам, которые должны с ними ознакомиться по мере надобности.

Использование приложений и иллюстраций позволяет сохранить удобные для восприятия размеры бизнес-плана и иметь наготове дополнительную информацию, которую могут потребовать потенциальные инвесторы.

В приложении могут быть следующие данные:

сведения об управляющих;

результаты исследования рынка;

сведения профессионального характера;

деловые рекомендации, публикации, имеющие отношение к делу;

фото или рисунки продукции;

патенты, технические спецификации;

важнейшие юридические документы (аренда, товарные сделки, сырьевые контракты, соглашения о партнерстве, страховые контракты, трудовые соглашения с персоналом);

схема организационной структуры, план земельного участка, размещение производственных площадей и другие документы, представляющие, на ваш взгляд, интерес.

Таким образом, бизнес-план должен представлять бизнес комплексно, во всех аспектах. Содержание каждого конкретного бизнес-плана должно быть уникальным: в нём необходимо отразить конкретные способы развития фирмы. Но стандартная структура бизнес-плана, перечни разделов и вопросов полезны, т.к. они помогают проверить, что ничего не упущено, не забыто.

После разработки стратегического и тактических планов руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей организации.

Одна из основных ошибок, совершаемых слишком многими руководителями при планировании, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру компании.