logo
Книга ОМ

6.5.5. Тактическое планирование

Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии.

Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, которые согласуются с долгосрочными и облегчают их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, которые согласуются с долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Некоторые характерные особенности тактических планов состоят в следующем:

тактика разрабатывается в развитии стратегии;

в то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена;

тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия (обычно до 1 года);

в то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение длительного периода (до нескольких лет), тактические результаты проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.

  Тактические планы также называют «планами текущей деятельности» или планами «прибыли». Они ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары и услуги производятся и поступают на существующие рынки. Планы текущей деятельности подкрепляются планами для каждой функциональной зоны: сбыт, финансы, производство, закупки и т.д. Разработка тактических планов осуществляется на основе общего стратегического плана.

К тактическим планам можно отнести: план производства, финансовый план, план товарооборота, план доходов, план издержек обращения, план прибыли, план технического обеспечения и т.д.

Порядок разработки обеспечивающих планов в целом повторяет последовательность стратегического планирования с учетом специфических особенностей и достаточно глубокой конкретизации деятельности организации и ее отдельных подразделений.

Важнейшим элементом внутрифирменного планирования, получившим в последние годы широкое распространение на российских предприятиях, является бизнес-планирование.

Бизнес-план – это подробный, чётко структурированный и тщательно подготовленный документ, предназначенный для обоснования будущих инвестиционных или инновационных проектов.

Существенная причина подготовки бизнес-плана состоит в том, чтобы убедить потенциальных инвесторов в целесообразности вложения средств для реализации того или иного проекта. Как правило, крупные инвестиционно-инновационные проекты требуют вложения больших финансовых средств. Собственного капитала для реализации проекта у фирмы может просто не хватить, поэтому для получения дополнительных инвестиций нужна серьёзная аргументация экономической выгодности проекта.

В настоящее время в менеджменте выработан общепринятый стандарт содержания и формы представления бизнес-плана. Например, его объём, как правило, не превышает 25 страниц.

Поскольку предприятиям приходится вести дела в самых разных отраслях промышленности и сферах деятельности, то, соответственно, и формы бизнес-планов будут различными в каждом конкретном случае. Однако целесообразно придерживаться определённого перечня вопросов, которые в обязательном порядке должны быть освещены в бизнес-плане.

В качестве типовой формы бизнес-плана предлагается следующая.

Титульный лист. На нём указываются организационно-правовая форма и наименование предприятия, его юридический адрес, почтовый индекс, телефон (факс), наименование и стоимость проекта, планируемый период или дата начала реализации проекта, фамилии ответственного и составителей.

Содержание. При этом указываются наименования разделов и номера страниц, с которых начинается их изложение, приложения.