logo
Книга ОМ

1.3. Диверсификация менеджмента

Теория и практика управления имеет тенденцию к усложнению по мере ускорения научно-технического прогресса, роста масштабов деятельности компаний, совершенствования технологий и повышения производительности труда персонала. Следствием этого является диверсификация менеджмента – расширение и обособление различных аспектов управления в соответствии с новыми достижениями в сфере управления и расширяющейся спецификой управленческого труда.

По признаку диверсификации и специализации управленческой деятельности в настоящее время различают общий и функциональный (или специальный) менеджмент (рис. 1.2).

Общий менеджмент направлен, прежде всего, на изучение и раскрытие основополагающих аспектов теории и практики менеджмента организации в целом, а также её структурных подразделений без учета специфики их деятельности.

К такому виду научной и практической деятельности относятся: уточнение понятийного аппарата, раскрытие научных подходов, выявление и научная интерпретация механизмов действия объективно существующих в сфере управления законов и закономерностей, а также принципов, технологии, форм и методов управления, уточнение (оптимизация) различных функций, реализуемых менеджерами в процессе управления и т.п.

При этом важнейшими разделами общего менеджмента являются: методологические основы менеджмента; эволюция, проблемы и тенденции современного развития менеджмента; среда организации и организационные структуры менеджмента; характеристика менеджера как субъекта управления; технология менеджмента; групповая динамика; управленческая этика; эффективность менеджмента и др.

Эти разделы подробно рассмотрены в последующих главах данного учебного пособия.

Функциональный менеджмент призван отражать специфические аспекты теории и практики управления, связанные с определенными сферами (направлениями) деятельности хозяйственных организаций и их звеньев.

Не случайно, поэтому в современном менеджменте выделяют отдельные его виды или специфические направления управленческой деятельности, некоторые из которых рассмотрены ниже.

Стратегический менеджмент – это область знаний и профессиональной управленческой деятельности по постановке и реализации долгосрочных целей и стратегий, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с её окружением в условиях повышенной нестабильности и неопределенности окружающей среды.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

в каком положении фирма находится в настоящее время?;

чего она хочет достигнуть (в каком положении находиться в будущем)?;

каким образом достигнуть желаемого результата?

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию, или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное распределение ролей основных участников рынка.

Операционный менеджмент – это область знания и вид управленческой деятельности, направленной на разработку и практическую реализацию краткосрочных (среднесрочных) целей организации путём рациональной организации производства товаров или оказания услуг.

Целью операционного менеджмента является максимальное использование потенциальных возможностей организации по удовлетворению потребностей населения в производимой продукции (оказываемых услугах) и обеспечение конкурентоспособности фирмы на рынке.

Процесс операционного менеджмента предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию системы и процессов управления как в организации в целом, так и в её структурных подразделениях.

Производственный менеджмент формирует систему знаний и практические аспекты управления, касающиеся построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта выпускаемой продукции и технического обслуживания производства.

Торговый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности по выбору организационно-правовых форм деятельности торгового предприятия, оптимизации торгово-технологических процессов, улучшению качества обслуживания покупателей.

Торговый менеджмент призван обеспечить согласованную и целенаправленную работу персонала торгового предприятия для оптимального достижения целей организации в условиях конкуренции.

Инновационный менеджмент – это область знаний и особый вид профессиональной управленческой деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей организации на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма управления.

Инновационными целями могут быть требования о создании нового продукта, переходе на новую технологию, подготовке новой услуги, переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т.п. Поэтому инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.

Финансовый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности, направленный на формирование и регулирование всех финансовых процессов, включая инвестиции.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение устойчивости, надежности и эффективности управления финансовыми средствами деловой организации.

Менеджмент персонала – область науки и специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.

Современные концепции управления персоналом основаны, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой – на концепции всестороннего развития личности, теории и практике человеческих отношений.

Международный менеджмент – это область знаний и управленческая деятельность, направленные на обеспечение рациональной организации и руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей – экспорте, импорте, обмене технологиями, совместных предприятиях, в осуществлении иностранных инвестиций и др.

Маркетинг – это область научных знаний и вид управленческой деятельности, направленные на максимальное удовлетворение потребностей человека и общества в целом посредством выбора целевого рынка, получения, удержания и увеличения численности покупателей. В числе функций маркетинга обычно называют изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и др.

Риск-менеджмент представляет собой совокупность знаний и специфический вид управленческой деятельности компании по идентификации, анализу, выбору методов, разработке и реализации программы управления риском.

Главной целью системы управления рисками является обеспечение устойчивого функционирования компании в условиях нестабильности, повышенного риска и неопределенности среды организации.

Логистический менеджмент – это область научных знаний и вид управленческой деятельности в сфере производства, движения и хранения материалов, изделий, товаров и оказываемых услуг, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения в целях максимального удовлетворения покупательского спроса.

К специфическим направлениям теории и практики менеджмента относятся также менеджмент качества, антикризисное управление, управление информационными ресурсами, организационный менеджмент, управленческие решения, организационное проектирование, управленческий консалтинг, управление сервисом и др.

Таким образом, общий и функциональный менеджмент в совокупности составляют обособленную и целостную систему научных знаний и практики менеджмента организации.

Для того чтобы управление было эффективным менеджерам необходимо владеть не только определенной системой знаний, но и практическими навыками руководства организациями, размеры которых в современных условиях могут варьироваться в широких пределах (от нескольких человек до сотен тысяч).