1.3. Диверсификация менеджмента
Теория и практика управления имеет тенденцию к усложнению по мере ускорения научно-технического прогресса, роста масштабов деятельности компаний, совершенствования технологий и повышения производительности труда персонала. Следствием этого является диверсификация менеджмента – расширение и обособление различных аспектов управления в соответствии с новыми достижениями в сфере управления и расширяющейся спецификой управленческого труда.
По признаку диверсификации и специализации управленческой деятельности в настоящее время различают общий и функциональный (или специальный) менеджмент (рис. 1.2).
Общий менеджмент направлен, прежде всего, на изучение и раскрытие основополагающих аспектов теории и практики менеджмента организации в целом, а также её структурных подразделений без учета специфики их деятельности.
К такому виду научной и практической деятельности относятся: уточнение понятийного аппарата, раскрытие научных подходов, выявление и научная интерпретация механизмов действия объективно существующих в сфере управления законов и закономерностей, а также принципов, технологии, форм и методов управления, уточнение (оптимизация) различных функций, реализуемых менеджерами в процессе управления и т.п.
При этом важнейшими разделами общего менеджмента являются: методологические основы менеджмента; эволюция, проблемы и тенденции современного развития менеджмента; среда организации и организационные структуры менеджмента; характеристика менеджера как субъекта управления; технология менеджмента; групповая динамика; управленческая этика; эффективность менеджмента и др.
Эти разделы подробно рассмотрены в последующих главах данного учебного пособия.
Функциональный менеджмент призван отражать специфические аспекты теории и практики управления, связанные с определенными сферами (направлениями) деятельности хозяйственных организаций и их звеньев.
Не случайно, поэтому в современном менеджменте выделяют отдельные его виды или специфические направления управленческой деятельности, некоторые из которых рассмотрены ниже.
Стратегический менеджмент – это область знаний и профессиональной управленческой деятельности по постановке и реализации долгосрочных целей и стратегий, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с её окружением в условиях повышенной нестабильности и неопределенности окружающей среды.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
в каком положении фирма находится в настоящее время?;
чего она хочет достигнуть (в каком положении находиться в будущем)?;
каким образом достигнуть желаемого результата?
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию, или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное распределение ролей основных участников рынка.
Операционный менеджмент – это область знания и вид управленческой деятельности, направленной на разработку и практическую реализацию краткосрочных (среднесрочных) целей организации путём рациональной организации производства товаров или оказания услуг.
Целью операционного менеджмента является максимальное использование потенциальных возможностей организации по удовлетворению потребностей населения в производимой продукции (оказываемых услугах) и обеспечение конкурентоспособности фирмы на рынке.
Процесс операционного менеджмента предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по совершенствованию системы и процессов управления как в организации в целом, так и в её структурных подразделениях.
Производственный менеджмент формирует систему знаний и практические аспекты управления, касающиеся построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта выпускаемой продукции и технического обслуживания производства.
Торговый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности по выбору организационно-правовых форм деятельности торгового предприятия, оптимизации торгово-технологических процессов, улучшению качества обслуживания покупателей.
Торговый менеджмент призван обеспечить согласованную и целенаправленную работу персонала торгового предприятия для оптимального достижения целей организации в условиях конкуренции.
Инновационный менеджмент – это область знаний и особый вид профессиональной управленческой деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей организации на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма управления.
Инновационными целями могут быть требования о создании нового продукта, переходе на новую технологию, подготовке новой услуги, переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую организационную структуру и т.п. Поэтому инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.
Финансовый менеджмент – область знаний и особый вид управленческой деятельности, направленный на формирование и регулирование всех финансовых процессов, включая инвестиции.
Главной целью финансового менеджмента является обеспечение устойчивости, надежности и эффективности управления финансовыми средствами деловой организации.
Менеджмент персонала – область науки и специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.
Современные концепции управления персоналом основаны, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой – на концепции всестороннего развития личности, теории и практике человеческих отношений.
Международный менеджмент – это область знаний и управленческая деятельность, направленные на обеспечение рациональной организации и руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей – экспорте, импорте, обмене технологиями, совместных предприятиях, в осуществлении иностранных инвестиций и др.
Маркетинг – это область научных знаний и вид управленческой деятельности, направленные на максимальное удовлетворение потребностей человека и общества в целом посредством выбора целевого рынка, получения, удержания и увеличения численности покупателей. В числе функций маркетинга обычно называют изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и др.
Риск-менеджмент представляет собой совокупность знаний и специфический вид управленческой деятельности компании по идентификации, анализу, выбору методов, разработке и реализации программы управления риском.
Главной целью системы управления рисками является обеспечение устойчивого функционирования компании в условиях нестабильности, повышенного риска и неопределенности среды организации.
Логистический менеджмент – это область научных знаний и вид управленческой деятельности в сфере производства, движения и хранения материалов, изделий, товаров и оказываемых услуг, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения в целях максимального удовлетворения покупательского спроса.
К специфическим направлениям теории и практики менеджмента относятся также менеджмент качества, антикризисное управление, управление информационными ресурсами, организационный менеджмент, управленческие решения, организационное проектирование, управленческий консалтинг, управление сервисом и др.
Таким образом, общий и функциональный менеджмент в совокупности составляют обособленную и целостную систему научных знаний и практики менеджмента организации.
Для того чтобы управление было эффективным менеджерам необходимо владеть не только определенной системой знаний, но и практическими навыками руководства организациями, размеры которых в современных условиях могут варьироваться в широких пределах (от нескольких человек до сотен тысяч).
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы