5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
Эффективная организация трудового процесса руководителя является необходимым условием эффективности организационных отношений. Организуя свой трудовой процесс, руководитель фактически осуществляет пространственно-временную координацию усилий всех работников организации, включая и себя самого, в процессе выполнения того объема задач и полномочий, за который он несет ответственность. При планировании и организации работы эффективные руководители используют специальный инструментарий.
Мировая практика накопила значительный опыт использования специального инструментария планирования и организации работы менеджера. К нему следует отнести: ежедневники, еженедельники, органайзеры, «Тайм менеджеры», электронные записные книжки, карманные портативные компьютеры, компьютерные системы организации труда и др.
Ежедневник – это перекидной безотрывной календарь в виде удобного блокнота различного формата (А4, А5, А6) с прочной обложкой, который легко помещается в портфель или дипломат. Поэтому его удобно брать с собой в командировки и на совещания, делать записи, планировать мероприятия и т.п.
Еженедельник – это более удобный для руководителя календарь, в котором имеется возможность планирования рабочей недели и дня, контроля выполнения записанных мероприятий, анализа времени, более быстрого поиска необходимой информации, сгруппированной по 52 неделям.
Основными достоинствами календарей являются:
чёткая привязка мероприятий к календарному времени;
использование календаря в качестве записной книжки и будущего архива;
возможность планирования как личного, так и рабочего времени, а также встреч, совещаний и других мероприятий;
информирование пользователя о национальных праздниках, датах рождения, различных событиях;
возможность планирования и контроля важных мероприятий.
К недостаткам ежедневников и еженедельников следует отнести:
отсутствие классификатора функций и задач управления и невозможность систематизированного поиска записей;
относительная громоздкость и неудобство календарей;
отсутствие в календарях специальных разделов, например, телефонной книжки;
потеря служебной тайны в случае доступа к календарю посторонних лиц.
«Организатор» или органайзер (от англ. organizer). Дизайнерская идея совместить в одном удобном инструменте календарь, блокнот и телефонную книжку удачно материализовалась в виде «организатора» (1921) [7].
Действительно, эти три необходимых инструмента менеджера должны быть всегда под рукой. Последующее совершенствование инструмента осуществлялось за счет изменения формата, дизайна, качества бумаги и внешней отделки. Существует множество модификаций организаторов импортного и отечественного производства. Наиболее удобными оказались «организаторы» формата А4 и А5, так как позволяли делать записи на листах стандартного формата и хранить инструмент в дипломате или дамской сумке.
Большое практическое значение имело использование в организаторах съемного кольцевого механизма взамен обычного скоросшивателя или отрывного блокнота. Это позволяло многократно использовать справочные данные (адреса фирм, телефоны, нормативы) и легко их заменять при необходимости.
Логическим дополнением «организатора» явилось включение в его структуру микрокалькулятора в 1980-х гг. Впоследствии появились даже модификации «организаторов», где большой микрокалькулятор был главной «изюминкой» для бухгалтера, финансиста и экономиста.
Достоинства «организатора»:
совмещение в одном инструменте накопителей информации и технических средств (календарь, блокнот, адресная и телефонная книжка, визитница, ручка, микрокалькулятор);
единый фирменный стиль, компактность и удобство инструмента для работы;
приемлемая стоимость «организатора» для менеджеров среднего и нижнего звена.
К числу недостатков «организатора» следует отнести:
отсутствие четкой классификации и систематизации записей, так как в нем объединены в принципе разные инструменты;
множество модификаций инструментов с различным размещением компонентов и дизайном, что усложняет пользование инструментом;
отсутствие методов целевого планирования и технологии решения объёмных и сложных задач.
Эти недостатки удалось устранить в «Тайм Менеджере».
«Тайм менеджер» создан в 1975 году компанией Time Manager Intemational (Дания). В нём удалось материализовать главную идею целевого планирования личных результатов на основе типового классификатора функций («ключевых задач»), позволяющих менеджеру чётко контролировать своё время.
Существует три базовых варианта «Тайм Менеджера»: стандартный, специальный и «руководитель». Изменяя и дополняя входящие в них наборы бланков и принадлежностей, любой из этих базовых вариантов можно превратить в разновидность «Тайм Менеджера», специально ориентированного на тот или иной вид деятельности, и различающегося внешним видом, набором кармашков и приспособлений, например, для торгового представителя, секретаря, руководителя проекта, научного работника, управляющего высшего звена и т.д.
Комплект любого базового варианта «Тайм Менеджера» состоит из следующих основных элементов:
виниловой или кожаной папки с кольцевым механизмом;
коробки со стандартным набором бланков;
руководства по пользованию «Тайм Менеджером» – «Ключ к личной эффективности».
Тип папки с кольцевым механизмом различается в зависимости от варианта «Тайм Менеджера». Остальные элементы во всех его вариантах одинаковы.
В папке с кольцевым механизмом находятся:
17 закладок;
вынимающаяся обложка с алфавитной телефонной книжкой и 18-месячным календарем – записной книжкой. В обложке также есть место для чековой книжки, блокнота и маленького карандаша;
автоматический карандаш;
по одному экземпляру каждого бланка, входящего в стандартный набор бланков «Тайм менеджера».
К базовому варианту «Тайм Менеджера» могут поставляться дополнительные аксессуары: кожаные сумки; папки-классификаторы; карандаши и ручки; дыроколы, специальные бланки, не входящие в базовый вариант; программное обеспечение для компьютерной версии «Тайм Менеджера».
«Тайм Менеджер» позволяет добиваться высоких результатов в работе, устанавливать приоритеты, правильно оценивать обстановку, не забывать о важных делах, эффективно использовать время, лучше взаимодействовать с другими людьми, повышать свой творческий потенциал, более гибко и спокойно относиться к переменам.
Однако «Тайм Менеджер» имеет и определённые недостатки:
он неприемлем для неорганизованных и недостаточно дисциплинированных людей;
необходимы специальное обучение и дополнительные временные расходы на внесение информации в используемую систему (не менее 30 минут в день) и др.
Электронные записные книжки впервые были сконструированы в Японии и появились в 80-х годах ХХ века. Они представляют собой универсальные электронные органайзеры многоцелевого использования, предназначенные для широкого круга пользователей: менеджеров, бизнесменов, коммивояжёров, инженеров, студентов, туристов.
Их преимуществами являются:
малый габарит и масса (свободно помещаются в кармане пользователей);
наличие независимого будильника и часов с поясным временем;
возможность планировать мероприятия на несколько лет вперёд;
наличие календаря до 2099г.;
звуковое напоминание о наступлении запланированного события;
наличие телефонного справочника;
блокнот для записи деловой информации;
возможность работы с конфиденциальной информацией;
удобство работы в «полевых» условиях;
автоматическое формирование сетевого графика при планировании мероприятий дня, что позволяет выявить ресурсы свободного времени;
возможность копирования и создания архива информации и др.
Недостатки электронной записной книжки состоят в следующем:
возможность потери книжки и информации, хранящейся в ней;
возможность стирания информации под воздействием сильных электромагнитных излучений;
не рекомендуется попадание прямых солнечных лучей и т.п.
Карманные портативные компьютеры являются полноценными компьютерами, обладающими большей мощностью и универсальностью, чем электронные записные книжки. Их можно использовать:
как ежедневник, в котором информацию можно найти через поиск по ключевым словам (ввод периодических дел, адресная книга, многочисленные блокноты и т.п.);
как функцию напоминания, когда портативный компьютер подаёт сигналы при наступлении любого запланированного события.
При этом в карманном портативном компьютере имеется возможность обмена информацией с другими пользователями по электронной почте через Интернет с помощью модема или мобильного телефона и другие многочисленные функции, выполняемые обычными персональными компьютерами. Удобства пользованием таким инструментарием вполне очевидны.
Компьютерные системы организации труда получили распространение в 1980-х годах, особенно с внедрением в программное обеспечение главных идей «Тайм Менеджмента»: целевое планирование; ключевые задачи; гибкий календарь; проблемно-ориентированные бланки и др. При этом широкую известность в менеджменте получило программное обеспечение «Ключ к результатам» на базе компьютеров IBM и Macintosh, а также «Lotus Organizer» (Лотус Органайзер) на базе IBM, которые обеспечивают работу менеджера с дневником времени или органайзером.
Преимуществами компьютерных систем организации труда являются:
практически неограниченный объём памяти, обеспечивающий запись значительных объёмов информации, хранение и поиск данных в режиме реального времени;
возможность обмена данными как внутри организации, так и с любыми архивами в стране и мире;
полная унификация и систематизация процессов и получение любых разрезов информации;
резкое сокращение временных затрат на рутинные операции поиска и записи мероприятий и концентрация усилий на решении ключевых задач.
К недостаткам компьютерных систем следует отнести:
их привязанность к рабочему столу менеджера. Частично эти недостатки снимаются за счёт использования малогабаритных компьютеров «Note book»;
необходимость владения персональным компьютером на уровне пользователя и дополнительного изучения программного обеспечения конкретной компьютерной системы организации труда, что не всегда привлекательно, особенно для крупных руководителей организаций.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях инструментарий планирования и организации труда руководителя весьма разнообразен и не ограничивается только средствами, рассмотренными нами в данном учебном пособии.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы