6.4.2. Методы прогнозирования
Современная практика насчитывает более 150 методов разработки прогнозов, в основе которых лежат общенаучные методы исследования систем (дедукции и индукции, анализа и синтеза, аналогии, сравнения и др.).
Для прогнозирования в практической деятельности применяются различные количественные и качественные методы.
Количественные методы базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие, например, производственную деятельность объекта управления.
Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых ими решений или прогнозов.
Всю совокупность методов прогнозирования условно можно классифицировать на формальные, неформальные и комбинированные методы (рис. 6.7).
Некоторые формальные и неформальные методы принятия решений, рассмотренные в /6.2.3/, являются универсальными, т.е. не требуют существенной адаптации для проведения прогнозов. Поэтому в данном разделе представлены лишь специфические методы прогнозирования, которые не рассматривались ранее. К числу таких методов можно отнести неформальные методы прогнозирования, в частности, тестирование и «дерево целей».
В теории эксперимента тестирование трактуется как пассивный эксперимент, так как исследователь выступает только в роли наблюдателя или фиксатора параметров некоторого протекающего процесса.
Тестирование в настоящее время получило широкое распространение в различных сферах деятельности. Оно представляет собой квалификационную и психологическую диагностику, использующую стандартизованные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений.
Тест – это искусственное и строго дозированное воздействие на людей (персонал организации, квалифицированных специалистов и т.п.), позволяющее оценить и спрогнозировать состояние и развитие исследуемого объекта или проблемы. Тестирование позволяет, например, с определенной вероятностью выявить актуальный уровень развития индивида, коллектива или организации в целом.
Для качественного проведения тестирования и получения объективных результатов большое значение имеет конструирование и формулирование тестов. Основные правила конструирования тестов в социально-экономических системах управления включают целенаправленность, однозначность понимания, логичность, краткость, информативность, понятность и доступность, позитивность и негативность высказываемых суждений, альтернативность, нейтральность, сбалансированность.
Одним из недостатков метода тестирования, наряду с существенными затратами временных и иных ресурсов, является субъективность мнений тестируемых, поэтому данный метод целесообразно использовать совместно с другими методами.
Метод «дерева целей» считается весьма эффективным методом прогнозирования. Его главная задача состоит в том, чтобы увязать отдаленные цели с действиями, которые необходимо предпринять в настоящем. Дерево целей – это иерархическая структура, отражающая причинно-следственные связи между элементами (целями). Порядок построения дерева целей рассмотрен в /6.5.2/.
Комбинированные методы прогнозирования включают в себя одновременно два и более методов прогнозирования, принадлежащих к разным квалификационным группам. К ним относятся (рис. 6.7):
метод факторного анализа, сущность которого заключается в выделении из множества факторов, влияющих на изучаемый объект, меньшего их числа, но отражающих более существенные свойства анализируемого объекта (явления) для анализа и прогнозирования развития событий.
Отбор факторов, влияющих на исследуемый объект, осуществляется, как правило, на основе их классификации, теоретического обоснования путём их качественного анализа. При этом необходимо учитывать взаимодействие факторов между собой. Число факторов должно быть в максимальной мере практически целесообразным для дальнейшего изучения и влияния на объект исследования. Это требование вытекает из необходимости абстрагироваться от маловажных факторов. Для каждого выбранного фактора следует предусматривать возможность его количественной оценки;
корреляционный метод позволяет определить количественную взаимосвязь между несколькими явлениями исследуемой проблемы. Корреляционная зависимость, в отличие от функциональной зависимости, может проявляться только в общем (среднем) случае, т.е. в массе случаев (наблюдений). Поэтому корреляция представляет собой вероятностную зависимость между явлениями, при которой средняя величина параметров одного из них изменяется в зависимости от других. Корреляция между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими – множественной.
Основными задачами корреляционного метода является:
определение вида корреляционного уравнения (уравнения регрессии) или вида зависимости (линейная, нелинейная и т.п.) Примером линейной зависимости может быть зависимость количества заместителей директора от числа работников в организации;
определение постоянных коэффициентов связи между переменными параметрами.
При использовании корреляционного метода выделяют функцию, т.е. исследуемый результирующий показатель, и факторные признаки – аргументы.
Корреляционный метод, особенно при множественной корреляции параметров, эффективно используется, как правило, в совокупности с другими экономико-математическими методами;
метод функционально-стоимостного анализа представляет собой совокупность приемов и способов технико-экономического исследования функций управления. Данный метод основывается на их трудоёмкостно-стоимостной оценке, обеспечивающей возможность выбора наиболее экономичных способов выполнения функций управления
На основе использования функционально-стоимостного анализа можно, например, обеспечить в прогнозируемом периоде:
снижение затрат на осуществление функций управления при сохранении или повышении качества труда;
повышение производительности труда персонала управления;
улучшение использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
улучшение использования производственных фондов и т.д.
В настоящее время в практике управления всё чаще используются специальные модели прогноза – прогностические (статистические) функции различного типа.
К ним относятся: трендовые и регрессивные функции (монотонно возрастающие и монотонно убывающие функции); функции роста и функции насыщения; функции одной переменной и функции нескольких переменных и др. Выбор прогностической функции осуществляется с помощью методов математической статистики, теории вероятностей и теории прогнозирования.
Необходимо отметить, что ни один из перечисленных методов прогнозирования не является универсальным. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, поэтому для повышения объективности прогнозов целесообразно использовать одновременно несколько методов.
Таким образом, прогнозирование является одной из важнейших функций менеджмента, позволяющей должностным лицам аппарата управления не только предвидеть будущее, но и принимать рациональные решения, оптимально планировать дальнейшую деятельность деловых организаций.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы