5.3.1. Функции самоменеджмента
При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции самоменеджмента, к которым относятся: постановка целей, планирование, определение приоритетов, организация трудового процесса, работа с информацией и самоконтроль (рис. 5.2).
Постановка целей, т.е. анализ и формулирование личных целей. Каждый управленец должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формулирует результат. При выборе целей важно соразмерить свои сильные и слабые стороны с возможностями внешней среды.
Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз [26]:
Определение целей и дифференциация их по следующим временным критериям:
жизненные долгосрочные цели (личные и профессиональные) – свыше 5 лет;
среднесрочные цели – от 1года до 5 лет;
краткосрочные цели – до одного года.
При этом нужно выделить профессиональные ориентиры, усиливающие трудовую мотивацию и профессиональные устремления (стать коммерческим директором крупного предприятия, закончить коммерческий факультет экономического факультета и т.д.);
2. Определение личных ресурсов (средств) для достижения целей. Для этого необходимо определить и проанализировать свои возможности (личный потенциал) и слабые стороны (недостатки), выявить наиболее важные из них, а также причины и способы устранения недостатков.
Следует также уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы (ближайшее окружение, возраст и т.д.).
Формулирование целей и определение необходимых для их достижения ресурсов (личных, финансовых, временных). При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены ее сроки и определены желаемые результаты.
Первоначально устанавливаются долгосрочные (глобальные личные и профессиональные цели), а затем конкретные (частные) цели на среднесрочную и краткосрочную перспективу.
По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и поставить реальные практические задачи, например, приобретение опыта, которого недостает. Не следует забывать о повышении своей квалификации и культурного уровня.
Согласование и корректировка целей. Чем больше целей для себя мы ставим, тем важнее их согласовывать между собой, чтобы устранить возможные противоречия, а также обеспечить реалистичность их выполнения.
Не нужно брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Кроме того, чем больше целей мы ставим, тем больше придется нам делать последующих изменений в своей прежней жизни и больше активизировать свою деятельность.
Цели фиксируются в плане жизни и карьеры, который должен регулярно корректироваться (уточняться, актуализироваться и дополняться).
После определения целей нужно, естественно, подготовить их реализацию.
Планирование как функция самоменеджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.
Исходным пунктом процесса планирования является план жизни. На его основе составляется план на ближайшие годы, а далее годовые, квартальные, месячные, недельные и дневные планы.
Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.
Все планы должны составляться в письменном виде, т.к. планы, которые держаться в голове, легко отвергаются, а письменные обеспечивают разгрузку памяти и отражают психологический эффект самомотивации к работе. При этом деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.
Планы реальны в том случае, если определяется еще так называемое свободно планируемое время, а также предусматриваются резервы времени для решения дополнительных и непредвиденных задач.
Существуют правила планирования личного времени:
охватывать планом лишь 60% рабочего дня, оставляя 20% на решение непредвиденных проблем и 20% - творческую деятельность, в том числе на повышение квалификации;
тщательно документировать расход времени, чтобы иметь о нем четкое представление;
всегда доводить до конца начатое дело;
планировать только такой объем задач, с которым можно реально справиться;
обеспечить гибкость планов;
фиксировать в планах не только действия, но и ожидаемые результаты;
устанавливать точные сроки и временные нормативы для выполнения дел;
отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел;
постоянно пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной и своевременной реализации дел;
планировать использование личного времени;
резервировать большие непрерывные периоды времени на решение крупных задач и короткие – для мелких вопросов;
следить, чтобы на непродуктивную деятельность уходило как можно меньше времени;
стараться планировать альтернативно и искать лучший вариант;
согласовывать свои планы с коллегами.
При увеличении затрат на планирование сокращается время, необходимое для их исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Установлено, что ежедневное планирование в течение 10 минут позволяет сэкономить около 2 часов в день. Поэтому рекомендуется около 1% планового времени расходовать на планирование.
Необходимо помнить, что труд без отдыха – не достоинство, а наказание за неудачное планирование своего времени.
Структурирование (упорядочение) времени направлено на сокращение прямых временных потерь. Для поиска резерва времени целесообразно определить те ситуации, которые чаще всего приводят к его потерям. Такие потери, как правило, возникают в результате:
отсутствия приоритета в делах;
личной неорганизованности, отсутствия самодисциплины, непунктуальности участников взаимодействия;
ошибок при назначении места встречи, в записи адреса, отсутствии достаточной информации о местонахождении;
плохого планирования трудового дня или непредвиденной отмены запланированного вида деятельности;
времени ожидания: встречи, начала собрания, совещания, транспорта, приёма, в очереди, в «пробках»;
времени в пути;
времени на «раскачивание» в результате затягивания начала работы;
образовавшихся коротких (10-15 минут) перерывов между делами;
времени на непродуктивное общение (пустые разговоры, непрошенные посетители);
времени, затрачиваемого на выполнение работ и операций, выходящих за рамки выполнения собственных обязанностей (выполнение работы по просьбе коллег, завершение и исправление работы других работников), «делегировании» снизу вверх;
неспособности сказать «нет»;
неумения довести дело до конца, исправления собственных ошибок и др.
В ходе анализа конкретных причин сложившейся ситуации и временных потерь целесообразно проводить инвентаризацию времени и разработать собственную технологию, способствующую сокращению таких потерь.
Определение приоритетов связано с тем, что различные дела существенно отличаются по значимости.
Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано вроде немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.
Удачливые менеджеры отличаются тем, что, успевая решать во время рабочего дня множество важных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты выполнением одной – единственной задачей. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его.
Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923гг.) сформулировал принцип, согласно которому отдельные задачи обнаруживают намного большую значимость, чем их удельный вес в совокупности всех решаемых задач. В соответствии с этим принципом установлено «соотношение 80:20». Это означает, что в ходе работы за 20% расходуемого ресурса времени достигается 80% результатов, остальные 80% времени дают лишь 20% общего результата.
Следовательно, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их важностью: сначала – немногие «жизненно важные», затем – многочисленные «второстепенные».
Для того чтобы повысить результативность управленческого труда, менеджер должен вовлекать в сферу своей деятельности подчиненных путем делегирования полномочий. Как правило, подчиненные позитивно оценивают стиль руководителя, если он многое делегирует.
Степень соучастия сотрудников в процессе делегирования отражает умение руководителя выполнять свои функции. Делегировать рекомендуется ежедневно как можно чаще и больше – насколько позволяет рабочая ситуация и потенциал сотрудников. Способы эффективного делегирования полномочий и задач подробно рассмотрены в /6.6/.
Организация трудового процесса менеджера имеет существенное значение для результативности управленческой деятельности с точки зрения эффективного расходования времени. Это требует условного деления рабочего дня на три части:
А) Начало дня. При этом существуют следующие правила:
Начинайте день с позитивным настроением. Каждый день задавайте себе вопрос: как этот день может приблизить меня к моим целям?
Начинайте работу по возможности в одно и то же время.
Пересмотрите свой план дня, составленный накануне вечером, оценивая степень важности и срочности задач, и внесите коррективы.
Начинайте работу с важнейших задач дня, по возможности немного раньше своих коллег и подчиненных;
Согласовывайте план дня, сроки и приоритеты с секретарем, который является вашим партнером в создании оптимальных условий деятельности.
Б) Основная часть дня. Правила:
1. Экономьте свое собственное рабочее время;
2. Устанавливайте приемлемые задания и сроки, находите альтернативные варианты;
3. Не отвлекайтесь без крайней необходимости на решение внезапно возникших неотложных проблем;
4. Избегайте незапланированных импульсивных действий. Если у вас появилась интересная идея или важная информация, то сделайте краткую запись и обработайте ее позднее;
5. Делайте регулярно (после 1 часа работы) короткие паузы (не более 10 минут);
6. Объединяйте небольшие однородные задачи в рабочие блоки (благодаря непрерывности процесса экономится время);
7. Старайтесь начатое дело доводить до конца, чтобы впоследствии сэкономить время;
8. Используйте незапланированные промежутки времени, образовавшиеся в результате ожиданий и т.д.;
9. Работайте антициклично – самые важные дела в первой половине дня;
10. Зарезервируйте для выполнения важных дел один спокойный («закрытый ») час;
11. Установите время для себя (1 час) и используйте его, например, для повышения квалификации;
12. Контролируйте время и планы.
В) Завершение рабочего дня. Правила:
1. Контролируйте результаты работы;
2. Составляйте план работы на следующий день накануне вечером, пользуясь дневником времени;
3. Отправляйтесь домой с хорошим настроением [26].
Следует также учитывать, что работоспособность человека подвержена определенным колебаниям, то есть существуют регулярные фазы активности и расслабления. В течение суток биоритмы человека каждые два часа (10-12 раз в день) замедляются: организм периодически отдыхает. Если этого не учитывать, то перегрузки неизбежны.
Пик работоспособности приходится на первую половину дня – с 10 до 12 часов. Поэтому особо важные задачи следует выполнять в начале дня. После обеда у большинства людей наступает известный спад продуктивности, особенно с 13 до 15 часов. Этот период целесообразно использовать для социальных контактов и рутинной деятельности.
Важным фактором успеха являются методы работы, которые определяются в первую очередь свойствами характера, индивидуальными склонностями и привычками человека.
Работа с информацией. В течение рабочего дня на менеджеров обрушиваются потоки информации. В результате они затрачивают до 80% времени на чтение, переписку, телефонные переговоры, совещания и т.д. Причем половина информации оказывается лишней. Поэтому обработка информации должна быть упорядочена и систематизирована, ориентирована на достижение профессиональных и жизненных целей. Следовательно, менеджеры должны овладевать рациональными приемами работы с нею.
Это относится, прежде всего, к чтению (до 30% времени менеджеры тратят на чтение деловых писем, служебных документов, публикаций и т.п.). Поэтому огромное значение имеет рациональное чтение, благодаря которому экономится масса времени. Для этого следует использовать некоторые стандартные приёмы, например, метод селекции материала и метод выбора нужной информации.
При использовании метода селекции материала весь текст читать не обязательно. При этом в тексте целесообразно выделить основной блок, указывающий на ориентацию материала и его полезность.
При использовании метода выбора нужной информации в ходе просмотра материала следует выделить его структуру, пропустить вспомогательные части, выделить смысл текста, обратить внимание на ключевые слова. В тексте, как правило, имеются силовые указатели: «особенно», «следовательно», «это даёт», «результатом будет» и т.п.
Высокой скорости чтения мешают привычка повторять текст «про себя», возвращаться к прочитанному материалу, «слежение» за текстом пальцем или карандашом, неудобная поза, плохое освещение, посторонние шумы (музыка, работающий телевизор, громкие разговоры и т.д.).
Существенное значение имеет и управление потоками посетителей. При этом рекомендуется:
поручить секретарю заблаговременно согласовывать и соблюдать сроки и даты посещений;
установить общие приемные часы;
ввести «спокойный час», когда вас никто не должен беспокоить и т.д.
Следует ограниченное время уделять телефонным разговорам, защищать себя от ненужных звонков, пропускать все звонки через секретаря. Правила ведения телефонных разговоров изложены в /8.4.5 /.
Немаловажное значение имеет и рациональное ведение корреспонденции. Для рациональной обработки входящей почты необходимо: определить важность почтовой корреспонденции, поручить секретарю ее сортировку, распорядиться, чтобы к входящим письмам прикладывались необходимые разъяснительные материалы, безотлагательно принимать меры по письмам и т.д.
Самоконтроль имеет целью выяснить результативность работы менеджера с точки зрения достижения целей.
Для осуществления контроля рекомендуется регулярно проверять свои планы и организацию труда, постоянно задавать себе следующие вопросы:
Действительно ли я решаю необходимые задачи?
Подхожу ли я к предстоящей деятельности в соответствии с ее приоритетностью?
Справляюсь ли я с запланированными задачами?
Перепоручаю ли я в достаточном объеме дела?
Объединяю ли я в единый блок небольшие дела?
Веду ли я борьбу с «помехами» и «поглотителями времени»?
В целом, рационализация личной работы менеджера позволяет повысить эффективность его деятельности и создаёт предпосылки для успешного руководством коллектива.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы