logo
Книга ОМ

7.3.2. Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Она доминировала в 40-х годах ХХ века и исходила из представления, что все успешные руководители обладают неким устойчивым и не меняющимся во времени универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Исходя из этого, учёные пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Иными словами, этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы человеческих отношений. Так, например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др.

Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство получил в концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, именно такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. Согласно этой концепции универсальными чертами лидера являются:

физическая и эмоциональная выносливость;

понимание назначения и целей деятельности организации;

энтузиазм;

дружелюбие и привязанность;

порядочность;

способность вызывать доверие у других людей.

Серьезные разработки связаны с исследованиями специалистов университета Огайо в 1945г. По мнению Р. Стогдилл основными чертами лидерства являются:

ум, или интеллектуальные способности;

господство или преобладание над другими;

уверенность в себе;

активность и энергичность;

знание дела.

Однако этот перечень качеств не объяснял появления лидера, так как многие люди с этими качествами так и оставались последователями.

Известный американский консультант У. Беннис, исследовавший качественные характеристики 90 успешных лидеров, определил четыре группы лидерских качеств:

управление вниманием, или способность так представить суть, цели или направления движения (действий) результата, чтобы это было привлекательным для последователей;

управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны.

Последующие исследования привели к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных (табл. 7.2).

К физиологическим качествам относят такие качества человека, как рост, вес, телосложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Так, в истории известны лидеры высокого роста (около 190см) с представительной внешностью: Петр 1, Александр П, О.Бисмарк, У Черчилль, Д. Кеннеди, Ф Кастро, Р. Рейган, Б.Н. Ельцин. Однако быть выше и крупнее, чем средний человек в группе, ещё не значит быть в ней лидером, Примеры Наполеона, В.И. Ленина, А. Гитлера, И.В. Сталина, М. Ганди, В.В. Путина, имевших рост около 160см, подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто ещё верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические качества (тип личности, темперамент, мотивация) проявляются на практике, главным образом, через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основу. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере непосредственным образом полагаться на черты психологии личности при выявлении лидера в организации.

Таблица 7.2

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристика качеств

Физиологические

качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес) и голос, хорошее здоровье, высокая работоспособ-ность, энергичность, представительность

Психологические

качества

Тип личности: экстраверт, интроверт,

Темперпамент: флегматик, сангвиник, холерик.

Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость,

смелость, творчество, созидательность, самоутверж-дение, упорство, мужество

Интеллектуальные

качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широ-та кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудитель-ность, концептуальность, чувство умора

Личные

качества

Деловые качества: организованность, дисципли-нированность, надежность, дипломатичность, хо-зяйственность, гибкость, обязательность, инициа-тивность, самостоятельность, рискованность.

Личностные качества: доброжелательность, так-тичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, ком-муникабельность, адаптивность

Интеллектуальные качества также изучались в их связи с лидерством. Результаты исследований совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых умственных способностей. Однако последующие исследования показали, что взаимосвязь между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то для лидера быть слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные качества, в основном, приобретаются и развиваются при выполнении лидером своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Ещё не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческой фирме, вряд ли пригодятся для лидерства в научно-исследовательском учреждении или государственном органе.

Несмотря на сотни проведенных исследований, приверженцы данной теории не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера.

Таким образом, теория лидерских качеств имеет ряд недостатков:

перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать универсальный образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории;

не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего у последователей лидера;

подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы на практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

Все исследования лидерских качеств по признаку личности руководителя преследовали цель сравнения личностных черт руководителей и подчиненных, однако никакой последовательной концепции или модели разработано не было, и результаты поиска в этом направлении у специалистов вызывают разочарование.