8.4.5. Ведение телефонных переговоров
Этика ведения телефонных переговоров является составной частью корпоративной культуры, существенным компонентом имиджа деловой организации. Поэтому соблюдение правил этичного телефонного общения с партнерами и клиентами должно стать нормой для любой компании, независимо от сферы её деятельности. Неумение сотрудников правильно вести деловые переговоры, в конечном счете, обходится достаточно дорого, что выражается в потере доверия к организации, упущенных деловых возможностях и перспективах.
В зависимости от профессии и должности персонал организации тратит ежедневно на телефонные переговоры от нескольких минут до нескольких часов. Подсчитано, что в среднем на деловые телефонные разговоры управленческим звеном затрачивается от 4 до 25% рабочего времени и до 90% в тех случаях, когда телефон является постоянным рабочим инструментом.
Поскольку при разговоре по телефону зрительный контакт между собеседниками отсутствует, решающую роль играют такие факторы, как интонация, продолжительность паузы, скорость речи и т.п. Психологи утверждают, что исход беседы на 90% решает не то, что говорится, а как говорится.
В целях успешного делового общения по телефону необходимо соблюдать следующие основные принципы:
1. Целенаправленность делового общения. Прежде чем сделать телефонный звонок, важно уяснить целесообразность такого общения (какую главную цель вы ставите перед собой?). Чтобы избежать лишней траты времени, к деловому звонку лучше подготовится заранее. Во время разговора не следует отвлекаться на посторонние темы. Телефонный этикет обязывает говорить только по существу дела;
2. Краткость общения позволяет существенно сэкономить ваше рабочее время, сделать работу более эффективной. Не следует забывать, что и у партнёров могут иметься срочные дела. Всё что может понадобиться во время разговора, нужно держать под рукой. Также желательно составить список вопросов, чтобы не упустить что-нибудь важное и не создавать ненужных пауз во время телефонного разговора;
3. Доброжелательность общения. Беседа должна вестись в доброжелательном, спокойном тоне, не быстро, но и не слишком медленно. При этом необходимо учитывать профессиональный уровень собеседника, следить за логикой собственных высказываний, чётко аргументировать свои позиции, но без недовольства и агрессии. Существует незыблемое правило: «Разговаривай с людьми так, как хочешь, чтобы они разговаривали с тобой». Придавайте голосу приятную интонацию. Тон голоса передает до 30% информации.
Как правило, выдаёт настроение голос, что отлично улавливается собеседником. Поэтому нужно контролировать собственные эмоции. Недопустимо перекладывать своё раздражение, усталость или плохое настроение на собеседника;
4. Информативность общения. Часто в начале телефонного разговора собеседники задают много ни к чему не обязывающих вопросов (о погоде, о настроении и т.п.), которые не имеют никакого отношения к делу. Считается, что деловому человеку, позвонившему потенциальному клиенту или партнёру, достаточно 8-12 секунд для вовлечения их в разговор. При этом собеседник практически сразу должен понять, кто и с какой целью ему звонит. В разговоре следует избегать использования не законченных в логическом и формальном отношении предложений, а также малопонятных слов;
5. Коммуникабельность общения. Старайтесь говорить четко, внятно и убедительно, не изменяя темпа разговора. Будьте точны и лаконичны. Откажитесь в своей деловой практике от грубых слов, двойственных выражений, обидных реплик. Мы часто повышаем голос, когда сами плохо слышим. При этом обычно ухудшается отчетливость речи, так как система передачи сигнала в телефоне рассчитана на некую оптимальную громкость звука. Телефон часто искажает звук, поэтому не стесняйтесь переспросить, уточнить цифры, даты, имена.
Внимательно слушайте собеседника. Избегайте жаргона. Необходимо помнить, что разговор – это диалог, а не монолог. Слушайте до конца, старайтесь не перебивать собеседника, так как внимательно слушающий человек становится хозяином положения.
То, что в процессе телефонных переговоров возникает множество непредвиденных ситуаций, в том числе и конфликтных, вполне естественно. Это неприятные моменты работы, которые встречаются практически в каждой организации, но квалифицированные специалисты прекрасно справляются с данными проблемами, обладая терпением, тактом и определенными навыками.
Деловым этикетом не установлено строгих временных рамок продолжительности ведения телефонных разговоров. Тем не менее, «идеальным» считается разговор, если его длительность не превышает 1,5-2 минуты. При крайней необходимости допустимо ведение телефонных переговоров продолжительностью 2-5 минут. Длительность телефонного разговора свыше 5 минут может свидетельствовать о низкой культуре дистанционного общения его участников.
Деловой телефонный разговор, как правило, включает в себя три основные фазы: вступительную (начало разговора), основную (продолжение разговора) и заключительную (завершение разговора).
Начало разговора. Отвечать по телефону необходимо быстро желательно сразу после второго звонка. Не заставляйте собеседника ждать, особенно когда он звонит из платного таксофона. В российской деловой практике часто вместо быстрого телефонного ответа звучат либо приятная успокаивающая музыка, которая, впрочем, после продолжительного её исполнения начинает раздражать потенциального клиента (собеседника), либо чрезмерная по времени рекламная информация, приводящая к идентичному отрицательному эффекту.
Кроме того, грубейшая ошибка делового общения, допускаемая в начале телефонного разговора, состоит в том, что его участники не представляются или представляются так быстро, что собеседник не успевает понять, с кем он говорит. Поэтому следует немедленно представиться собеседнику. Если вы звоните в организацию, то следует сказать: «Доброе утро (день, вечер)», краткое название предприятия, вашу должность и фамилию. Если позвонили вам и разговор идет через телефонную станцию или коммутатор, то нужно назвать подразделение, должность и фамилию. Проявите искренний интерес к разговору. Во время разговора старайтесь говорить прямо в трубку.
Необходимо учитывать, что первая фраза: «Я вас слушаю» – свидетельствует о некотором самомнении собеседника, в то же время фразы: «Алло», «Да», «Слушаю» являются нейтральными. Фразы: «Бухгалтерия. Иванова» или «менеджер Сидорова Анна Ивановна» – настраивают сразу на деловой тон. Форма приветствия: «Компания «Альянс», здравствуйте» — даёт ощущение желанности.
Инициатору звонка не следует начинать разговор с вопросов: «Куда я попал?», «С кем говорю?», «Какой это номер?» Сначала следует поздороваться, подождать ответного приветствия и затем представиться. При официальных разговорах вместе с именем следует назвать фирму.
Если звонок был адресован другому сотруднику, то во время переключения нужно сообщить абоненту, в какой отдел или на какого сотрудника его переключают, либо дать номер телефона требуемого абонента.
Будьте внимательны при переключении телефонного разговора на другого абонента. Собеседник, возможно, уже разговаривал с другим подразделением и может быть рассержен (особенно при наличии в организации телефонной станции). Старайтесь избегать повторного переключения собеседника на других сотрудников организации. Попросите собеседника подождать и по внутреннему телефону (коммутатору) узнайте ответ на интересующий вопрос. Спросите согласие собеседника на переключение абонента, прежде чем его переключить. Объясните, что в интересах более эффективного решения вопроса (получения более точной информации) вы готовы его переключить.
Если инициатор звонка на момент установления контакта не представился, следует узнать его имя, отчество, фамилию и должность, а также наименование компании, от имени которой он выступает, если это не частный заказ. Во время установления контакта имеет смысл выработать привычку одновременной записи сведений о клиенте и не рассчитывать на свою память, так как за день вам может позвонить много клиентов.
Продолжение разговора. После того как вами установлен контакт с собеседником, необходимо понять цель его звонка. Если собеседник не формулирует свои потребности сразу, целесообразно уточнить у него причину обращения и задать, например, следующие вопросы: «Что Вас интересует?»; «По какому вопросу Вы решили обратиться в нашу компанию?».
Ведите разговор строго по теме, вежливо возвращайте собеседника к теме вопроса. При этом не лишним будет постановка собеседнику следующих вопросов: «Можно уточнить?», «Позвольте спросить?», «Будьте любезны», «Прошу дополнить». Кроме того, поддерживать постоянную связь с собеседником можно посредством слов и междометий: «да», «ясно», «понятно», «интересно», «согласен» и т.п.
Если позвонил недоброжелатель, необходимо сразу выбрать одну из двух тактик:
сразу взять инициативу в свои руки, выдвигать условия, объявлять свое решение или возможные варианты;
решительно уклониться от разговора.
При разговоре по телефону важно создать ощущение заинтересованности. Типичными ошибками, приводящими к отсутствию интереса к продолжению разговора между собеседниками, относятся:
неподготовленность к разговору;
недружелюбие, сухость в общении;
немногословие, иногда граничащее с невежеством;
нетерпение, раздражительность;
стремление быстрее закончить разговор.
Часто при возникновении проблем во время телефонного разговора можно услышать такие фразы, как «я этим не занимался», «это не моя вина», «я не знаю». Подобные высказывания выставляют организацию в невыгодном свете. У потенциального клиента может возникнуть вполне резонный вопрос: чем же занимаются сотрудники этой организации? В любом случае не стоит сразу давать отрицательный ответ. Слово «нет» усложняет положительное решение проблемы. Искреннее стремление быстро и эффективно помочь клиенту в большинстве случаев нейтрализует назревающий конфликт. Поэтому не следует превращать телефонный разговор в дискуссию с надоедливым клиентом.
Если вам необходимо отойти от телефона, чтобы уточнить или проверить сведения, сообщите собеседнику о короткой паузе и запишите его номер и фамилию на случай «разрыва» линии.
При внезапном обрыве связи во время телефонной беседы обычно перезванивает тот человек, который являлся инициатором звонка.
Если собеседник предпочитает ответный звонок, оговорите время и в назначенный срок обязательно позвоните ему или поручите это сделать секретарю или коллеге.
Завершение разговора. В конце разговора необходимо убедиться, что вы правильно поняли информацию. Если вас попросили что-то передать третьему лицу, постарайтесь об этом не забыть, предварительно записав просьбу.
В конце разговора не забудьте поблагодарить собеседника за телефонный звонок и заверить его в скорейшем решении вопроса. При необходимости продолжения общения пригласите собеседника на личную встречу.
Следуйте телефонному этикету – разговор завершает человек, позвонивший первым.
После разговора подумайте, все ли сказано, запишите, что обещано сделать. Нерешенные вопросы по телефонным звонкам держите в срочной картотеке и постарайтесь довести их до конца. Выберите время, чтобы ответить на все входящие телефонные звонки. Ранжируйте их по приоритету важности для организации и себя. Оповещайте собеседника о состоянии вопроса, даже если не собрана вся информация или он не будет решен положительно. Это лучше, чем безмолвие.
Телефон может быть причиной эмоционального стресса и нервного срыва. Он может отнимать слишком много времени и звонить в самое неподходящее время, в момент важных разговоров, срочных дел. При срочной необходимости спокойно откажитесь от разговора и попросите перезвонить или пообещайте перезвонить сами.
Одним из проблемных вопросов в коллективе является использование служебного телефона для личных бесед. В большинстве случаев этим грешат некоторые женщины, которые во время работы могут откровенно беседовать с подругами, давать советы о том, как готовить пищу или делать уроки и т.п. Поэтому администрация должна рекомендовать своим сотрудникам минимизировать личные телефонные переговоры с целью обеспечения максимального делового общения с клиентами и другими представителями деловой среды.
Важно помнить, что каждый сотрудник представляет организацию, и впечатление, которое тот или иной собеседник получает от разговора с представителями организации, будет впечатлением об имидже организации в целом. Поэтому всему персоналу необходимо сохранять культуру разговора, в том числе и с раздражительными собеседниками, даже в том случае, когда налицо угроза или шантаж.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы