logo
Книга ОМ

2.2.2. Классическая или административная школа в управлении

Классическая или административная школа управления заложила основы общей теории менеджмента организации, обобщила опыт управления на уровне высшего звена руководства.

Наиболее известным представителем и родоначальником этой школы является французский исследователь А. Файоль (1841-1925гг.), который после окончания лицея и горной школы с 1860г. начал трудовую деятельность в качестве инженера французского горнодобывающего и металлургического концерна Комамбо. В течение 30 лет (1888-1918 гг.) Файоль занимает пост директора-распорядителя концерна, а после становится его директором. За годы руководства ему удалось превратить отсталое предприятие в одно из самых процветающих во Франции.

В своей книге «Общее промышленное управление», изданной в 1916г., Файоль выдвинул теорию общего подхода к анализу действий администрации, определил функции, принципы и методы управления.

А. Файоль считал, что управлять – означает вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца определяет функция.

При этом А. Файоль выделял шесть сфер деятельности предприятия, которыми необходимо управлять:

техническую (технологическую);

коммерческую (закупка, продажа и обмен);

финансовую (поиск капитала и его эффективное использование);

защитную, предполагающую защиту собственности и имущества;

учетную или бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

административную (воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая непосредственно никакого влияния на материальные и экономические факторы производства.

Файоль намеренно употреблял слово «администрирование» вместо «менеджмент» При этом он рассматривал администрирование как процесс, состоящий из пяти функций: предвидение, организация, распределение, координация и контроль.

Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля в большей мере направлены на поведение людей.

К важнейшим принципам управления, по Файолю, относятся:

разделение труда;

власть;

дисциплина;

единство командования;

единство руководства;

подчинение индивидуальных интересов общей цели;

вознаграждение;

централизация;

иерархия или скалярная цепь;

порядок;

равенство;

стабильность персонала;

инициатива;

корпоративный дух.

Приоритетными, по мнению Файоля, считаются два принципа: единство командования и единство руководства. Сущность перечисленных принципов управления подробно будет рассмотрена в разделе 3.2.

Файоль подчеркивал особую роль менеджера в обеспечении успеха организации и обосновывал необходимость административного образования. По его мнению, менеджер должен обладать набором таких качеств, как интеллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей области, искусство общения с людьми.

Заслуга А. Файоля состоит, прежде всего, в том, что он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематизированную теорию менеджмента. Его называют отцом современного менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом.

Концепция А. Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента как науки. Разработанная им теория администрирования, а также функции управления и некоторые принципы до сих пор применяются в практической деятельности менеджеров.

Выразителем концепции административного управления был также бесспорный классик мировой социологии, немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920гг.). В истории менеджмента М. Вебер известен как создатель классической теории бюрократии.

Бюрократическая организация рассматривается Вебером как безличный механизм, направленный на четкое и безошибочное функционирование с целью получения максимальной прибыли.

В отличие от других типов управления (патриархальный, сословный, харизматический), бюрократия в принципе исключает личную зависимость, субъективный произвол и бесправие человека. Должностные позиции в бюрократической организации строго подчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо несет ответственность за свои действия и действия своих подчиненных перед вышестоящим начальником. Власть начальника над подчиненными строго обозначена и ограничена соответствующими инструкциями. Приказы начальника – не личная прихоть, а воплощение общих целей организации. Служебные обязанности, круг задач четко определены и измерены. Должностные лица имеют строго установленный рабочий день, сверх которого без их согласия никто не имеет права его продлевать. Назначение должностных лиц осуществляется свыше и предполагает полную ответственность вышестоящего начальника за действия назначенного им подчиненного. Должностные лица заключают долгосрочные контракты, что не позволяет руководителю уволить подчиненного по своему усмотрению без достаточных на то оснований. Продвижение по службе происходит по принципу старшинства или в зависимости от достижений работника, либо по обоим принципам одновременно.

Вебер был убежден, что бюрократия является самым сложным и рациональным устройством, когда-либо придуманным человечеством. Вместе с тем, он предупреждал, что описывает только её идеальный тип, в реальности такой организации не существует.

В 30-е годы прошлого века бюрократическая модель М. Вебера, как рациональный тип организации, подвергается критике из-за некоторых противоречий в формальной структуре.

А. Файоль признавал заслуги М. Вебера в развитии организационной теории, но, тем не менее, каждый из них шёл самостоятельным путём.

К достижениям административной школы в развитии управленческой мысли следует отнести [25]:

использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач;

отбор наиболее подходящих работников для выполнения задач; создание условий для их обучения;

обеспечение работников ресурсами, необходимыми для успешного выполнения задач;

использование материального стимулирования для повышения производительности;

отделение планирования от самой работы;

развитие принципов управления;

описание функций управления;

систематизированный подход к управлению организацией.