7.5.2. Управление стрессами
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – это термин, который используется для обозначения состояния человека, возникающего в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Согласно теории стрессов канадского учёного Г. Селье, стресс рассматривается как постоянное состояние напряжённости человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы [26].
Каждый человек в своей жизни испытывает стрессы. Это часто встречающееся и обычное явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Поэтому не следует считать стресс исключительно негативным явлением. В любой организации возникают ситуации, способные вызвать стресс у её работников. Но только чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидуумов, а, следовательно, и для организаций.
Можно выделить следующие разновидности стресса:
физиологический, который вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим питанием;
психологический, основной причиной которого являются неблагоприятные отношения с окружающими людьми;
эмоциональный, обусловленный чрезмерно сильными чувствами в результате неожиданного радостного события или возникновения опасных, угрожающих ситуаций;
информационный, вызванный затруднениями в принятии решений из-за слишком большого или очень малого объёма информации;
управленческий, который может возникнуть в связи с тем, что ответственность за принимаемые решения оказывается слишком высока.
Стресс может быть вызван факторами, связанными как с работой и деятельностью организации (организационные факторы), так и с событиями личной жизни человека (личностные факторы).
К организационным факторам относятся;
перегрузка – отсутствие времени для отдыха или, напротив, слишком малая нагрузка во время работы. При этом может возникнуть чувство беспокойства, безнадёжности и материальных потерь;
конфликт ролей – возникает в случае, когда работнику предъявляются противоречивые требования, например, в результате нарушения принципа единоначалия;
неопределённость ролей – возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. Люди должны иметь чёткие представления об ожиданиях руководства и оценки их действий со стороны руководителей. Если этого не наблюдается, то у работников возникают тревога и беспокойство;
неинтересная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям;
плохие физические условия работы, например, плохое освещение, чрезмерный шум, высокая температура воздуха и т.п.;
неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью;
плохие каналы обмена информацией;
необоснованные требования друг к другу.
Личностные факторы обусловлены деятельностью людей, не связанной с работой в организации. К ним могут относиться: смерть близкого человека; резкие изменения жизненных условий (например: покупка дома, рождение ребёнка); болезнь; неблагоприятная атмосфера в семье; ощущение своей бесполезности и др. Необходимо отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительная прибавка к заработной плате, могут вызвать такой же стресс, как и отрицательные события, или даже больший.
Для каждой личности стресс проявляется сугубо индивидуально. В зависимости от темперамента в меньшей степени подвержены стрессам флегматики и сангвиники, в большей – меланхолики. При этом типичными симптомами стресса являются:
повышенная возбудимость или депрессия;
проблемы со здоровьем;
ухудшение памяти;
отсутствие удовлетворённости работой;
чрезмерное употребление алкоголя;
увеличение количества выкуриваемых сигарет;
неспособность к отдыху; плохой аппетит;
эмоциональная неустойчивость;
потеря чувства юмора.
Стресс непосредственно и опосредованно увеличивает затраты на ведение дела, снижает качество трудовой жизни и деятельности. Поэтому менеджеры должны уметь не только справляться с собственной напряжённостью, но и решать проблемы своих подчинённых, максимально снижая возможность влияния на них стрессовых симптомов.
Для того чтобы эффективно управлять подчинёнными и добиваться снижения уровня стресса руководителям целесообразно:
оценить способности, потребности и склонности своих подчинённых, попытаться выбрать оптимальный объём и тип работы для них;
разрешить своим работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если для этого существуют достаточно веские основания. В случае, когда задание выполнить всё-таки необходимо, важно объяснить подчинённым, почему это нужно сделать, и установить приоритеты в их работе;
чётко описать зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчинённых;
использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям конкретной ситуации;
обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
выступать в роли наставника по отношению к своим подчинённым, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
Кроме того, на уровне организации профилактика стрессовых ситуаций может осуществляться за счёт правильного подбора и расстановки кадров, постановки подчинённым конкретных и выполнимых задач, рационального проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, последовательной реализации программы оздоровления работников.
На уровне отдельного индивида справиться со стрессами и сохранить психическое здоровье можно путём следования определённым психологическим рекомендациям. Для этого необходимо:
научиться планировать свою жизнь и уметь правильно определять приоритетные цели и задачи;
эффективно распределять своё время, правильно соотносить свои возможности и потребности, ставить перед собой достижимые цели;
уметь иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные и интересные занятия;
избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;
научиться понимать и прощать других людей;
стараться избегать излишней ненужной конкуренции, не занимать обвинительно-агрессивной позиции;
постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние;
научиться говорить «нет», когда достигается предел, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы;
регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения;
овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т.п.);
наладить хорошие отношения с руководителем.
Таким образом, стресс является естественной реакцией организма на ситуации, выходящие за пределы обычных. Поэтому опасным может оказаться не сам стресс, а неумение с ним справиться.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы