4.3.3. Интегрированные организационные структуры
Современные тенденции развития в мировой экономике, ужесточение конкуренции диктуют необходимость в объединении совместных усилий в деятельности деловых организаций, позволяющих успешно конкурировать не только на отечественных, но и на международных рынках. Такие действия способствуют развитию интеграционных процессов и появлению новых форм объединения (интеграции) хозяйствующих субъектов.
Основными целями интеграции хозяйствующих субъектов являются:
обеспечение доступа к новым рынкам, в том числе и за счёт преодоления таможенных барьеров;
доступ к новым источникам ресурсов (материальных, технологических, трудовых, финансовых, информационных и организационных);
повышение конкурентоспособности, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнёров;
повышение эффективности функционирования за счёт расширения масштабов и рационализации производства;
снижение риска.
Способы интеграции хозяйствующих субъектов можно классифицировать по множеству признаков. Важнейшим признаком интеграции является её организационная форма. При этом различают две основные формы интеграции организационных структур:
вертикально интегрированные организационные структуры, которые строятся на принципах подчинения, распорядительства. Как правило, это компании, элементами структуры которых являются центры прибыли, и управление которыми осуществляется из единого центра. Реже управленческие полномочия в таких компаниях реализуются через систему участия в собственности других фирм. В этом случае головное предприятие (материнская компания) владеет контрольным пакетом акций (или долями уставного капитала) дочерних компаний (филиалов), формирующих интегрированную организационную структуру;
горизонтально интегрированные организационные структуры представляют собой совокупность взаимосвязанных на принципах равноправного кооперирования организаций, система скоординированных целей которых обеспечивает реализацию единой стратегии поведения. При этом в качестве интегрирующего центра могут выступать одна или несколько организаций. В горизонтально интегрированных структурах отсутствует иерархия. В рамках своей специализации партнёры сохраняют определенную автономность.
В современных условиях многие компании входят в многочисленные альянсы с другими фирмами, при этом практикуется взаимное владение акциями (этархия). В таких случаях бывает весьма затруднительным определить то, какую компанию считать вышестоящей, а какую – подчинённой, и, соответственно, чётко утверждать о форме интеграции тех или иных организационных структур.
Кроме того, следует различать юридически и структурно оформленные (формализованные) интегрированные объединения, а также типы объединений компаний договорного характера (неформализованные объединения).
Формализованная интегрированная организационная структура представляет собой экономическое объединение фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, которая контролирует активы других предприятий (филиалов, дочерних компаний) посредством владения определённой части их капитала.
В зависимости от целей формализованного объединения, характера хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий различают следующие типы интегрированных организационных структур: корпорации, финансово-промышленные компании, холдинги, концерны, тресты, конгломераты и др.
Неформализованные объединения создаются на основе соглашений участников, имеющих договорный характер. Они не имеют уставного капитала, оформленной организационной структуры, органов управления. Их деятельность направлена на реализацию единых целей, определённых соглашением, и основывается на выполнении каждым участником определённых обязательств. К таким объединениям относятся: картели, синдикаты, консорциумы, ассоциации и др.
Рассмотрим некоторые основные организационные формы интеграции деловых организаций.
Корпорация – аналог акционерного общества, организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо.
Основными задачами корпоративных структур являются:
консолидация финансовых средств под крупные инвестиционные проекты;
повышение эффективности управления компаниями, входящими в состав корпорации;
повышение конкурентоспособности, обеспечение высокого качества и технического уровня продукции;
оптимизация производственно-технологических цепочек;
обеспечение повышенных доходов инвесторам;
осуществление крупномасштабных исследований и разработок;
сокращение издержек.
Как правило, корпорация состоит из материнской и дочерних компаний (филиалов, отделений), имеющих различный юридический статус и разную степень самостоятельности.
Акционеры компании делегируют право руководства корпорацией её президенту (генеральному директору) посредством голосующих акций.
Участие в корпорации имеет ряд выгод:
чётко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать;
акционеры несут лишь ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.
Особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества, представляет собой транснациональная компания (ТНК). ТНК выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширные сети подконтрольных зарубежных предприятий на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями. ТНК следует отличать от международных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью ТНК является производственная направленность.
Трест – это долговременное договорное объединение ряда компаний для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок продаж. Все цели входящих компаний должны быть подчинены главной цели треста. Трест может объединять в рамках своих целей как однородные, так и разнородные компании. Входящие в него компании теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность.
Концерн – это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи производство-сбыт. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна.
Концерны функционируют в тех сферах экономики, где развито крупное и массовое производство (машиностроение, автомобилестроение, химия, электротехника и др.). Их деятельность иногда может охватывать целую отрасль экономики (концерн «Сименс» - электротехническая промышленность), и даже несколько отраслей.
Синонимом концерна является группа, например, финансово-промышленная группа.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это долговременное договорное объединение ряда компаний, действующих как основное для технологической или экономической интеграции. Обязательным условием для ФПГ является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции.
Все крупнейшие современные финансово-промышленные объединения имеют, как правило, в своей структуре головную компанию финансовой или производственной ориентации, а также многочисленные филиалы, дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), совместные предприятии (СП), связанные с ней системой корпоративного (акционерного) участия. Эти фирмы (подразделения) осуществляют свою деятельность в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т.д.
В основу ФПГ положены принципы единства собственности и управления [18]:
наличие контроля в процессе принятия решений со стороны головной компании;
осуществление единой политики в рамках фирмы в целом;
распределение полномочий между отделениями, расположенными в разных странах и подчиняющихся законодательству принимающих стран.
Структура и характер деятельности ФПГ в различных странах обнаруживает как схожие черты, так и заметные отличия. Это обусловлено конкретными историческими обстоятельствами формирования ФПГ в той или иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности – антимонопольным законодательством), степенью развитости фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления.
Во главе ФПГ может быть банк, холдинговая компания или специально созданный орган управления в виде фонда или финансовой организации.
Предприятия, входящие в ФПГ, как правило, связаны между собой технологическими и кооперационными связями, научно-исследовательским потенциалом.
Процесс организации ФПГ может идти «снизу», «сверху» или совмещать оба эти способа.
На первой стадии, при организации «снизу», происходит объединение юридически независимых компаний-учредителей с образованием «ядра» будущей группы (банк, промышленная корпорация, торгово-промышленная компания и т.п.). В качестве учредительского вклада при создании головной (материнской) компании, которой обычно являются холдинговая компания или банк, могут быть внесены любые активы, как материальные (денежные средства, ценные бумаги, здания, сооружение, оборудование и др.), так и нематериальные (права пользования природными ресурсами, права на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии). В случае, когда учредителем головной компании является акционерное общество, то в качестве учредительского взноса могут выступать акции (паи) этого общества.
Материнская компания регистрируется как юридическое лицо и является головной компанией объединения. Она формируется с целью:
осуществления управления всеми подконтрольными компаниями, путём создания для этого собственной организационной структуры управления;
разработки и представления консолидированной финансовой отчетности по компании в целом;
организации технологического процесса на основе объединения родственных дочерних компаний;
проведения единой согласованной экономической политики на рынке.
В дальнейшем, после учреждения головной компании процесс организации ФПГ идет «сверху». При этом самым распространенным вариантом является учреждение дочерней фирмы с целью развития через неё торгово-сбытовых операций по продвижению на местный рынок товаров ФПГ, произведённых в других регионах, либо оказания услуг, либо организации местного производства.
Дочерние компании являются юридически самостоятельными. Заключение сделок и вся документация дочерних компаний (составление балансов) ведутся отдельно от материнской компании. Они имею достаточную финансовую базу и имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Дочерние компании проводят раздельно с головной компанией заседания правления и общие собрания акционеров. Материнское общество не несет никакой ответственности за выполнение заказов по обязательствам дочерней компании. Вместе с тем материнская компания осуществляет строгий контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, который состоит не только в наблюдении и координации хозяйственной деятельности, но и в определении состава правления, назначении директоров, определении производственной специализации, обязанностей по сбыту, изучению рынков, проведению рекламных компаний и т.п.
Дочерние компании могут владеть акциями других компаний – внучатых по отношению к головной фирме.
Иногда стадии дочернего предприятия предшествует стадия открытия отделения (филиала - по российскому законодательству).
Филиал не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: заключать сделки, отчитываться перед аудиториями. Он действует от имени и по поручению материнской компании и обычно имеет одинаковое с ней наименование. Филиал не имеет собственного устава, баланса. Решение деловых вопросов филиала зависит от головной фирмы. Весь или почти весь акционерный капитал филиала принадлежит материнской компании. В обязанности филиала обычно входит выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит. Когда филиалу предоставляются полномочия на заключение сделок от имени головной фирмы, он внешне выступает как обычный агент (т.е. от имени и за счет материнской компании). В последнее время наметилась тенденция к расширению самостоятельности филиалов.
В сферу влияния материнской компании могут входить и ассоциированные компании, в которых головная компания владеет, по крайней мере, 10%, но не более чем половиной акций. Ассоциированная компания юридически и хозяйственно самостоятельна и не находится под контролем головной фирмы, владеющей акциями, а только под её влиянием.
Другие схемы возникают при установлении контроля над уже существующими, в том числе и зарубежными фирмами за счет купли-продажи или обмена акциями, а также передачи контрольного пакета акций холдинговой компании в траст или доверительное управление («дружественное» поглощение). Возможен вариант «агрессивного» или «жесткого» поглощения со стороны ФПГ за счет скупки акций с целью формирования пакета для установления контроля над поглощаемой фирмой через общее собрание акционеров. Результатом такого варианта событий становится полная смена руководства поглощаемой компании.
Ещё одним способом установления делового контроля над другими компаниями, причем зачастую наиболее дешевым, но наиболее конфликтным, является скупка их долгов с последующей угрозой банкротства.
Особенностью большинства ФПГ в США и Европе является четкая иерархическая, древовидная структура участия в капитале. Однако далеко не все современные ФПГ представляют собой интегрированные структуры, организованные по иерархическому принципу. Многие компании входят в многочисленные альянсы с другими фирмами, при этом бывает затруднительно определить, какую компанию считать вышестоящей, а какую – подчиненной. Аналогичная ситуация возможна при создании совместных предприятий. При этом возникает неиерархическая структура ФПГ, или этархия.
Развитие таких структур характерно для ФПГ в Японии, где развито перекрестное владение акциями крупными компаниями и осуществляется специфическое банковское кредитование, получившее название кейрецу-финансирование.
Российские ФПГ находятся в начальной стадии формирования. Некоторые из них могут быть отнесены к категории многонациональных компаний (причем, как правило, заграничные дочерние предприятия расположены в странах СНГ). Большая часть групп сформировалась вокруг промышленных или торговых предприятий, такие ФПГ отличает вертикальная интеграция в рамках одной отрасли (нефтяная промышленность, лесной сектор, черная металлургия). Другие ФПГ были образованы банками в результате приобретения крупных пакетов акций на залоговых и денежных аукционах, такие группы оказываются горизонтально интегрированными объединениями либо конгломератами (многоотраслевые объединения, в которые входят предприятия, не связанные между собой по отраслевому принципу).
Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния (поглощения) фирм различной производственной и коммерческой ориентации, вне зависимости от их горизонтальных и вертикальных связей.
Конгломераты возникли в 1960-х годах и получили распространение в виде интеграции предприятий различных отраслей, не имеющих производственной общности. Поэтому профилирующее производство в объединениях такого типа принимает расплывчатое очертание либо отсутствует вообще.
Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Специфика деятельности конгломерата вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, в которое кроме холдинговой компании могут входить крупные финансовые инвестиционные компании.
Главной сферой интересов конгломеративных слияний становятся молодые, передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоёмкой продукции и инновационной технологией. Поглощение конгломератом перспективных фирм обычно происходит путём взаимного обмена акциями на выгодных для них условиях. При этом конгломерат может предоставлять кредиты и другие льготы поглощаемым фирмам.
В качестве примеров конгломератов можно привести японский «Мицубиши», американский «Дженерал электрик», голландский «Филипс электроникс».
Консорциум – это добровольное временное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы или осуществления крупного проекта.
Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера.
Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную независимость и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
Имущественные и правовые отношения в консорциуме строятся на следующих принципах:
консорциум, как юридическое лицо, обладает правом собственности на имущество, переданное ему на договорной основе участниками консорциума;
владение совместно приобретенным имуществом осуществляется на долевой основе, пропорционально вкладам участников в создании этого имущества;
консорциум имеет право создавать договорные предприятия, определяя в каждом конкретном случае форму их взаимодействия с консорциумом;
имущественные права, права по управлению распределяются между его участниками пропорционально внесенному вкладу;
статус и задачи органа управления консорциумом определяются исходя из основных задач его деятельности, а именно задач по мобилизации финансовых ресурсов, научно-промышленного потенциала его участников и возможных партнеров;
взаимоотношения консорциума с научно-исследовательскими организациями, проектировщиками, подрядчиками, поставщиками, участвующими в разработке и реализации инновационных проектов, строятся на договорной (контрактной) основе: контракты могут заключаться как от имени консорциума, так и каждым его участником самостоятельно;
имущество, остающееся после прекращения деятельности консорциума, распределяется между входившими в его состав организациями.
Наибольшее распространение консорциумы получили в микроэлектронике.
Холдинг-компания (ХК) – это акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских компаний. Благодаря финансовому механизму ХК может контролировать компании, суммарный капитал которых в несколько раз больше её собственного капитала.
Холдинг-компаниям законодательно запрещено создавать монополистические структуры. Поэтому не допускается их создание в следующих сферах деятельности: сельскохозяйственном производстве и его технологическом обеспечении; в торговле товарами производственно-технического назначения; в общественном питании, бытовом обслуживании населения; в сфере транспорта (кроме железнодорожного и трубопроводного транспорта).
Многие холдинговые компании образовались путём слияния двух или нескольких крупных фирм, и форма холдинга обеспечивает в этом случае большую хозяйственную самостоятельность слившимся компаниям и вместе с тем дает возможность осуществлять финансовый контроль за их деятельностью.
К характерным чертам холдинга относятся:
концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах;
многоступенчатость – наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний, в результате чего создается пирамида, во главе которой может быть одна или две фирмы одной или разной национальной принадлежности;
материнская компания осуществляет централизованной управление в рамках группы в целом путем выработки глобальной политики и координации совместных действий предприятий по важным экономическим направлениям. К этим направлениям относятся: выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе; реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга; осуществление межфирменных связей; финансирование капиталовложений в разработку новой продукции; предоставление консультационных и технических услуг и т.п.
Цель деятельности холдинга – направлять, контролировать деятельность всей управленческой системы и каждого звена в отдельности, добиваясь оптимизации прибыльности, повышения эффективности хозяйствования группы в целом.
Наиболее распространены два вида холдинговых компаний: финансовые («чистые») и смешанные.
Финансовая холдинговая компания создается с целью реализации функций финансового контроля и управления.
Смешанная холдинговая компания занимается определённой предпринимательской деятельностью: промышленной, торговой, транспортно-логистической, кредитно-финансовой и т.д.
Смешанные холдинги типичны в качестве головных компаний («штаб-квартир») большинства многонациональных компаний, представляющих собой промышленные концерны либо конгломераты, характеризующиеся большей степенью диверсификации и ослаблением функциональных связей между компаниями группы. Однако в последние десятилетия наблюдается рост числа финансовых холдинговых компаний, объединяющих финансовые и нефинансовые фирмы в многонациональные групповые структуры.
Будучи финансовыми организациями, такие холдинговые компании имеют ряд функциональных отличий от других финансовых институтов (банков, инвестиционных фондов).
В отличие от банков холдинговые компании не ограничены законодательством в осуществлении прямых инвестиций в нефинансовые предприятия, т.е. промышленные, торговые, строительные и прочие фирмы. При этом при наличии соответствующих лицензий, холдинговая компания может заниматься и определенной финансовой деятельностью, за исключением собственно банковской. Данное различие существенно в тех государствах, где действуют значительные законодательные ограничения на участие банков в капиталах компаний нефинансового сектора, как, например, в США. В некоторых других странах, как в Германии, подобных ограничений нет, поэтому грань между банками и холдинговыми компаниями не столь очевидна.
В отличие же от инвестиционных фондов, холдинговые компании не ограничиваются портфельными инвестициями, т.е. диверсифицированными вложениями в акции других компаний. Целью холдинговой компании является получение контроля над акционерным капиталом, что позволяет эффективно осуществлять управленческие функции.
Если степень участия инвестора в лице холдинговой компании в акционерном (паевом) капитале другой фирмы достаточна, чтобы осуществлять управление её текущими операциями, то такая фирма может быть определена как дочерняя компания. Общепринятым считается, что для контроля над предприятием необходимо владеть более чем 50% его голосующих (обыкновенных) акций. На практике часто непосредственное владение меньшей долей акций оказывается достаточным для полного контроля над фирмой со стороны инвестора, например, когда значительная доля акций распылена между большим числом независимых мелких акционеров, а вероятность консолидации решающего пакета акций в других руках мала.
Возможно также, что холдинговая компания осуществляет контроль над фирмой, распоряжаясь её голосующими акциями на основании договора траста или доверительного управления.
К другим способам удержания контроля над предприятием можно отнести превалирующее участие компании в составе совета директоров (наблюдательного совета) или другого аналогичного органа, ответственного за управление дочерней компанией в промежутках между ежегодными общими собраниями акционеров.
Реализацию своих функций на дочерних предприятиях головная холдинговая компания осуществляет через институт представителей, которые являются членами совета директоров дочерних фирм и проводят выработанную на уровне руководства холдинга политику при принятии решений по стратегическим и оперативным вопросам. С другой стороны, являясь менеджерами холдинговой компании, эти представители могут входить в состав её совета директоров, а также возглавлять деятельность некоторых её подразделений.
В своей политике холдинг проявляет гибкость в отношении преобразований: приобретения и реорганизации входящих в холдинг компаний. Поэтому для холдингов характерна частая реструктуризация. В форме холдингов образованы многие крупнейшие ТНК.
Преимущество холдинговых компаний в том, что они борются со своими конкурентами консолидацией, сплоченностью. Кроме того, активно решаются и другие задачи: создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой холдинга; посредничество в производстве и реализации отдельных видов продукции; ускорение процесса диверсификации и научно-технического развития; централизация участия в капитале других компаний и т.п.
Деятельность холдинговых компаний регулируется местным корпоративным и антимонопольным законодательством. Первый антимонопольный антитрестовский закон (закон Шермана, принятый в 1890г.) положил начало бурному преобразованию бывших корпораций – «трестов», монополизировавших рынки, в холдинговые компании.
Первой «жертвой» антимонопольного законодательства стал концерн «Стандарт ойл компани трест», основанный Джоном Д. Рокфеллером. Было установлено, что компания монополизировала 90% рынка очищенных нефтепродуктов. В результате в 1911г. по решению суда данная компания была распущена на 34 самостоятельные компании. Чтобы спасти бизнес, центральные органы были зарегистрированы в виде холдинговой компании «Стандарт ойл», впоследствии выросшей в концерн «Экссон». В новых условиях дочерние предприятия, входящие в группу, получили юридическую самостоятельность и определенную операционную независимость. В то же время руководство холдинговой компании осталось в состоянии оказывать стратегическое влияние на деятельность концерна.
В дальнейшем Закон Шермана успешно применялся при роспуске и преобразовании и других в трестов США в период с 1911 по 1920гг.
В условиях глобализации мировой экономики и формирования международных рынков товаров и услуг ограничения, накладываемые антимонопольным регулированием на объединения многонациональных компаний, несколько изменились. Так, если в начале 1900-х годов деятельность концерна «Стандарт ойл компании трест» на рынке США с точки зрения конкуренции была признана неприемлемой, то на новом историческом витке в конце 1990-х годов воссоединение американских компаний «Эксон» и «Мобил» уже не рассматривается как нечто противозаконное, поскольку конкурировать им теперь приходится уже на мировом рынке с другими, более мощными многонациональными компаниями [5].
Картель – долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него компании сохраняют свою юридическую и финансовую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. Основные направления деятельности картелей заключаются в согласовании политики цен, разграничении рынков сбыта, установке квот на куплю-продажу, лицензирование деятельности, соблюдение условий найма персонала и др.
Картельное соглашение не всегда оформляется письменно и часто существует негласно в виде «джентльменских соглашений». В настоящее время картельная форма в явном виде почти не используется. В США картели запрещены законом.
Синдикат – это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности. Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. Синдикат имеет много общего с картелем. Образование синдиката позволяет устранить конкуренцию среди его участников. Однако в современных условиях синдикат как форма интеграционного объединения утрачивает своё значение, уступая место более сложным и гибким формам.
Совместное предприятие (СП) представляет собой международную фирму, создающуюся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта деятельности.
Совместные предприятия получили распространение в 1970-1980-х годах в Западной Европе и Азии, а затем и в Восточной Европе.
СП стали средством привлечения передовой иностранной технологии и современного управленческого опыта. Благодаря им облегчается экспорт капитала, реализуются инвестиционные проекты в страны, имеющие значительные экономические и правовые различия. Кроме того, рынки легче осваивать в новых регионах с помощью местных партнеров, при этом иностранные предприятия часто пользуются налоговыми льготами.
Международное сотрудничество возможно и без образования организационных структур путём [4]:
лицензионного договора, позволяющего использовать авторское право, патент, товарный знак;
совместного производства на предприятиях одной из фирм;
контракт-менеджмента (передача ноу-хау в области управления);
договора франчайзинга, предполагающего выдачу лицензий на определённую деятельность с предоставлением дополнительной маркетинговой, технологической и иной поддержки;
контракта с местным агентом за комиссионное вознаграждение.
Сетевые организации возникли в 1980-х годах в ответ на возрастание международной конкуренции и быстрые технологические изменения во всех отраслях. Такие сети предполагают использование договорных отношений, высокий уровень взаимных обязательств, открытость и взаимовыгодность деловых отношений, высокую степень гибкости.
Сетевые организации представляют собой, как правило, крупные, вертикально либо горизонтально интегрированные компании, внутри которых координация деятельности подразделений осуществляется через рыночные механизмы.
Вертикальные сети строятся на принципах подчинения, распорядительства. Как правило, это компания, элементами структуры которой являются центры прибыли, управление которыми осуществляется из единого центра. Реже управленческие полномочия в компании реализуются через систему участия в собственности других фирм. В этом случае головное предприятие владеет контрольным пакетом акций (или долями уставного капитала) предприятий, формирующих сеть.
Горизонтальные сети представляют собой совокупность взаимосвязанных на принципах равноправного кооперирования организаций, система скоординированных целей которых обеспечивает реализацию единой стратегии поведения. При этом в качестве сетевого интегратора могут выступать одна или несколько организаций. В горизонтальных сетях отсутствует иерархия, в рамках своей специализации партнёры сохраняют автономность.
В соответствии со спецификой распределяемых функций можно выделить цепные, функциональные и розничные сетевые структуры.
Цепные сетевые структуры представляют собой кооперацию предприятий (центров прибыли), представляющих по своему функциональному предназначению звенья технологической цепи товародвижения: предприятия – производители продукции → транспортные предприятия → оптовые базы (склады) → предприятия розничной торговли.
В функциональных сетях кооперирование осуществляется по реализации специализированных функций (маркетинг, планирование, сервисное обслуживание, информационное обеспечение, проведение рекламных кампаний, консалтинговые услуги и т.п.).
Розничные сетевые структуры представляют собой форму кооперирования предприятий торговли, реализующих товары аналогичного ассортимента или объединяющая предприятия торговли разнородной направленности.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы