2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
Школа науки управления или количественный метод – это обобщенное (условное) название различных приемов, базирующихся на использовании в управлении данных точных наук, таких как математика, статистика, кибернетика, инженерные науки и др. В некоторых научных источниках эта школа ещё именуется и как новая школа или как количественный подход.
К наиболее известным представителям данной школы можно отнести Н. Винера, Л.В. Канторовича, А.И. Берга, Р. Акоффа, Р. Беллмана, Л. фон Берталанфи, Д. Форстера и др.
Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группа учёных получила задание на решение сложных военных проблем, таких как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50-60гг. ХХ века методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала всё более широко применяться для решения проблем в промышленности и принятия решений в разных ситуациях [13].
Таким образом, до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно широко. Тем не менее, зарождение и быстрое развитие данного подхода является естественной реакцией на ускоряющийся научно-технический прогресс, новые достижения в области производства и техники. Он также был вызван необходимостью дальнейшего совершенствования управленческого труда. Кроме того, сильным толчком к применению количественных методов в управлении явилось появление кибернетики, развитие вычислительной техники и компьютеров, что позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности, а, следовательно, являются более точными.
Главное предназначение науки управления состоит в обеспечении руководителей организаций научной базой для разрешения проблем, связанных с взаимодействием различных компонентов организации.
Отличительной особенностью науки управления как одного из подходов является исследование проблем по следующей схеме:
использование научного метода;
системная ориентация;
использование моделей.
Суть использования научного метода выражена в последовательной реализации трех относительно самостоятельных этапов (рис. 2.4.): сбора и анализа информации; формулирования гипотезы; проверки правильности гипотезы.
Процесс сбора и анализа информации рассмотрен в /6.4/.
Целью формулирования гипотез является выявление взаимосвязей между компонентами проблемы.
Гипотеза (от греч. – предположение) – научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предсказание, предположение) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.
Формулирование гипотезы позволяет, во-первых, сузить массу возможных предположений и догадок при решении поставленной проблемы; во-вторых, обеспечить ориентацию исследовательского поиска на ожидаемый результат.
По существу гипотеза – ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта. С момента выдвижения гипотезы начинает формироваться подход к решению проблемы, выстраивается логика и алгоритм исследования, а также принимается решение о выборе модели исследования.
Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.
В дальнейшем исследователь осуществляет проверку правильности гипотезы, её достоверности.
Системная ориентация научного подхода предполагает рассмотрение любой организации как открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов или подсистем. Характеристика системного подхода изложена в /2.4.2/.
Использование моделей часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудностей проведения экспериментов в реальной жизни.
Фактически любое исследование неизбежно связано с абстракцией и формализацией изучаемой действительности, представлением её в виде модели системы, процесса, среды. В исследовании модель (от лат. – мера, образ, способ) рассматривается как наиболее эффективное средство познания реальности.
Модель – это условный образ объекта управления; копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования. Необходимо понимать, что модель, будучи образом исследуемой системы, никогда не может достигнуть её полного подобия.
При построении модели прибегают к известным упрощениям, цель которых – стремление отобразить не весь объект, а охарактеризовать некоторый его «срез», то есть выделить важные для исследования свойства. Построение модели всегда опирается на систему гипотез, отражающих понимание исследователем изучаемого объекта.
Качество модели оценивается тем, насколько хорошо сочетаются в ней два противоречивых начала – реализм и простота. Модель должна быть, с одной стороны, достаточно хорошим приближением реальной системы и, следовательно, включать наиболее важные аспекты последней, а с другой – достаточно простой, чтобы позволить понять её основные свойства и эффективно её использовать. К сожалению, реалистические модели редко бывают простыми, а простые модели зачастую слишком далеки от реальности.
Количественный метод предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций.
Исследование операций основывается на применении методов научного исследования к операционным проблемам организации.
По существу проблема – есть ситуация несоответствия желаемого и будущего состояния исследуемого объекта. Выявление проблем, то есть противоречий диагностируемого объекта, требует своего разрешения в ходе исследования.
К типичным проблемным ситуациям можно отнести, например, следующие противоречия: результаты деятельности не соответствуют желаемым целям; ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы и др.
В современных условиях количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях, являющихся самостоятельными отраслями знаний об управлении. Наиболее известными из них являются концепция операционного менеджмента, концепция теории решений и математический менеджмент.
Операционный менеджмент направлен на рационализацию организации производственных и иных процессов с целью максимального использования потенциальных возможностей организации по удовлетворению потребностей населения в производимой продукции (оказываемых услугах) и обеспечение конкурентоспособности организации. В его основе лежит количественный анализ, разработка и реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы и процессов управления. Сторонники этой концепции считают, что знание только науки управления является явно недостаточным условием для обеспечения эффективного менеджмента. Менеджер должен также обладать широкими знаниями в области социологии, психологии, математики, педагогики, экономики, статистики и других науках.
Концепция теории решений опирается на научные дисциплины математики и психологию. Сторонники этой концепции разработали большое число подходов к выявлению управленческих проблем и правильному и своевременному их решению.
Математический менеджмент предполагает широкое использование исследовательских математических моделей, концепций и символов в практике управления организацией. Современные компьютерные технологии позволяют успешно конструировать математические модели возрастающей сложности, в том числе и в сфере управления. Такие модели всё больше адаптируются к реальным условиям, а, следовательно, повышают точность проводимых исследований и в конечном итоге способствуют повышению эффективности управленческих процессов.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы