2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
Фундамент «классической» теории управления был заложен в первой четверти ХХ века исследователями первого поколения, такими как Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер. Однако проводимые ими исследования носили разрозненный и не совсем завершенный характер.
Исследования представителей второго поколения, в частности, Урвика, Гьюлика, Муни и Рейли, были направлены на систематизацию идей классиков менеджмента. Их заслуга состоит в том, что они, разработав так называемую «синтетическую» концепцию управления, расширили и детализировали исходные принципы, уточнили ряд понятий и методов, придали «классической» теории управления структурированный, завершенный вид.
В частности, президент «Дженерал Моторс» Джеймс Муни и инженер Аллен Рейли стремились сконструировать модель эффективной организации на основе логически взаимосвязанных между собой и непротиворечивых принципов. При этом они выдвинули идею о том, что эффективная организация – это система, построенная на строго формальных принципах. Основные аспекты своей концепции они отразили в двух книгах: «Прогрессирующая индустрия» (1931г.) и «Принципы организации» (1939г.).
Для формализации организационных принципов Муни и Рейли воспользовались логическими законами немецкого ученого Левиса Ф. Андерсона, который утверждал, что каждый принцип описывается через процесс и результат. А каждый процесс и результат, в свою очередь, также имеет свой собственный принцип, процесс и результат.
Согласно подходу Муни и Рейли, самым важным и первым принципом организации является координация, которая потенциально содержит в себе все другие принципы. Без координации не может обойтись никакая организация, так как действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой.
Принцип координации включает в себя скалярный процесс (действия по скалярному принципу) и функциональный результат (соблюдение функционального принципа).
Скалярный принцип описывает вертикальную координацию. Он означает иерархическое построение организации, расположение уровней управления сверху вниз и предполагает оптимальное делегирование полномочий, в совокупности обеспечивающих соблюдение принципа координации.
Функциональный принцип утверждает, что в основании всех других организационных функций лежат только три функции: детерминирующая (планирующая), прикладная (исполнительная) и интерпретативная (контрольная). Когда эти три функции увязаны между собой, тогда они составляют базис принципа координации.
Муни и Рейли указывали на универсальность принципов формальной организации, на их применимость во всех сферах организованной деятельности людей. Таким образом, их вклад в развитие менеджмента состоял в создании причинно-следственной модели организации.
Существенный вклад в систематизацию и популяризацию идей «классических» школ управления в 30-50-х годах ХХ века внесли англичане Линдалл Урвик и Лютер Гьюлик.
Линдалл Ф. Урвик, выпускник Оксфордского университета, является автором более 40 книг и научных исследований в сфере менеджмента. С 1928 по 1933 годы он возглавлял Международный институт по управлению в Женеве, а также являлся вице-президентом Британского института управления, проводил множество консультаций по вопросам управления в различных странах. В 1934г. Л. Урвик основал собственную консультационную фирму, которая впоследствии стала одной из крупнейших в Англии.
В 1934г. Урвик издал книгу «Элементы администрации», в которой постарался соединить в одно целое идеи «классиков» менеджмента. По мнению Урвика, менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания но, тем не менее, и существующих знаний достаточно для эффективного управления, надо только систематизировать их на основе научного метода.
Урвик и Л. Гьюлик в своей «синтетической» концепции существенно расширили количество функций и принципов управления.
Если А. Файоль указывал на 5 функций и 14 принципов, то Гьюлик расширил количество функций до семи (планирование, организация, комплектование штатов, руководство, координация, отчетность и составление бюджета), а Урвик предложил уже 29 принципов управления.
Главенствующим принципом в концепции Гьюлика и Урвика становится принцип порядка, суть которого заключается в необходимости «соответствия людей структуре». По мнению Урвика, строить и подстраивать организацию под конкретных людей следует считать нерациональным и бесперспективным путём. Рациональный метод построения организации состоит в том, что сначала должна создаваться продуманная структура, в которой отсутствуют лишние подразделения и уровни управления. И только после этого должны предприниматься попытки найти для данной структуры подходящих людей.
Вторым важнейшим принципом эффективной администрации является принцип единоначалия, который фактически соответствует трактованию этого принципа А. Файолем, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям.
Гьюлик и Урвик также полагали, что управление будет ещё более эффективным, если высшие руководители будут неукоснительно придерживаться принципа соответствия, который гласит что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а ответственности никакой, то это дорога к произволу. Но если на менеджера возлагают слишком большую ответственность, но не дают при этом никакой власти, то его действия окажутся безрезультатными.
Ещё одним важным принципом «синтетической» концепции является «диапазон контроля». По мнению Гьюлика, если работа разнообразна по содержанию и результату, рассредоточена территориально, то один начальник способен эффективно руководить лишь небольшим числом людей (3-6 подчиненных), что объясняется психологическими и физическими особенностями организма человека. При арифметическом увеличении численности подчиненных количество возможных связей между ними возрастает, как утверждал Урвик, в геометрической пропорции.
Для того чтобы снизить нагрузку на руководителя, Урвик предлагал делегировать часть его полномочий помощникам. Максимально возможное делегирование особенно необходимо для высших менеджеров. При этом Урвик рекомендовал применять принцип «исключения» Тейлора: уделять внимание лишь значительным исключениям и нарушениям установленных правил.
В 1955г. Урвик в докладе «Менеджмент как система мышления» высказался с решительным осуждением тех, кто стремился представить тейлоризм в качестве бесчеловечной системы, а самого Тейлора – как холодного и расчетливого технократа.
Благодаря усилиям Гьюлика, Урвика, Муни и Рейли теория классической школы наконец-то приобрела целостность и единство.
В целом, классические школы в управлении многое сделали для научной организации труда в управлении. Основное внимание этих школ было направлено на изучение четырех главных элементов: разделение труда; изменение ступенчатости и многозвенности управления; совершенствование структуры организации; определение возможных пределов управления. При этом рассматривались только формальные социальные отношения в процессе производства, и не уделялось должного внимания человеческому фактору. Это сделали сторонники новых школ в управлении.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы