6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
Планирование – это процесс, в ходе которого осуществляется установление намеченных конечных результатов, разработка плана будущих действий, определение содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели.
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определении хозяйственных задач и средств их достижения, сроков и последовательности их реализации, в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Планирования деятельности организации необходимо в силу следующих обстоятельств:
1. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий (приоритеты) и согласованность действий всех членов организации для достижения её общих целей.
Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу подвижности, постоянных изменений окружающей среды или ошибок в суждениях. Очевидно, что события могут разворачиваться совсем не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы периодически необходимо пересматривать и корректировать, чтобы они всегда согласовывались с реальностью.
Следует также отметить, что планирование само по себе не дает гарантированного успеха. Однако знание того, что хочет достичь организация, помогает находить и своевременно уточнить наиболее подходящие пути дальнейших действий.
2. Принимая обоснованные и систематизированные планы, руководство снижает риск неэффективного функционирования организации. Многовековая практика убедительно свидетельствует о наличии сильной положительной корреляции между планированием и успехом организации;
3. Грамотное планирование позволяет наиболее рационально распределить ограниченные ресурсы организации, поддержать наиболее доходные направления деятельности;
4. Планирование дает возможность скоординировать деятельность функциональных подразделений и всего персонала организации, направить его усилия на реализацию единых целей;
5. Без плана невозможно осуществление контроля и выявление степени достижения целей организации.
Главной целью планирования является обеспечение оптимального использования возможностей организации, его ресурсов, и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности организации.
Основными задачами планирования являются:
формулирование целей и задач организации;
выбор оптимальных стратегий для достижения целей организации;
разработка комплекса мероприятий (системы планов) деятельности организации;
оценка и согласование разработанной системы планов между собой;
своевременная корректировка принятых планов в связи с изменениями внешней и внутренней среды организации.
Успешное планирование должно базироваться на ряде принципов, основными из которых являются:
1. Единство научно-технических, социальных и экономических целей и задач развития организации;
2. Экономическая обоснованность показателей планирования;
3. Доминирование стратегических аспектов в планировании;
4. Комплексность планирования (системная увязка всех планов);
5. Ресурсная сбалансированность планов;
6. Своевременность планирования;
7. Гибкость и эластичность планирования (возможность быстрой реакции на изменения среды организации и переход на плановые альтернативы);
8. Непрерывность планирования;
9. Социальная ориентация плана;
10. Преемственность стратегического и текущего планов и др.
Результатом планирования является система планов. Они включают основные показатели деятельности, которые необходимо достигнуть организации к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей организации.
Качество планов зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры, от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.
Существует три основных подхода к планированию, учитывающих экономические возможности предприятия:
планирование от достигнутого уровня. Данный подход является наиболее простым и характерен для небольших компаний с ограниченными ресурсами, главная задача которых – выживание;
оптимальное планирование считается более прогрессивным подходом и строится на системе научно обоснованных нормативов и экономико-математических методов с целью достижения высоких конечных результатов. Такое планирование часто обусловлено необходимостью проведения коренных преобразований в организации и требует концентрации ресурсов. Однако при этом подходе, как правило, не допускается возможность корректировки заданий на местах;
адаптивное планирование – это планирование, позволяющее гибко реагировать на изменения во внешней среде, т.е. учитывать эти изменения в плане, а также эффективно к ним приспосабливаться. При этом особое внимание в процессе составления плана уделяется его увязке со смежными организациями (подразделениями).
Различают три основные формы организации планирования:
планирование «сверху вниз» основывается на том, что руководство разрабатывает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения;
планирование «снизу вверх» основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей;
планирование «цели вниз - планы вверх» (встречное планирование) соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. При этом руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных, а также стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации. Считается, что встречный способ наиболее близок к идеалу планирования.
Планирование может основываться на традиционных и современных (усовершенствованных) методах.
К традиционным методам планирования относятся:
нормативный метод. При этом в основу плановых заданий на определённый период закладываются нормы затрат различных ресурсов (материально-технических, трудовых, финансовых) на единицу продукции. Нормы, используемые для планирования, могут быть натуральными, стоимостными и временными.
Нормативный метод планирования является как самостоятельным, так и вспомогательным по отношению к балансовому методу планирования;
балансовый метод является одним из основных методов планирования, с помощью которого увязываются потребности с ресурсами. Балансы подразделяются на материальные, выражающие натурально-вещественные пропорции, трудовые – источники поступления и использования трудовых ресурсов, и стоимостные, используемые при разработке финансовых планов и согласовании доходов с расходами.
Обычно балансы имеют два раздела: в первом показываются необходимые ресурсы, во втором определяются источники их покрытия или направления распределения ресурсов;
расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в планируемом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод широко применяется в условиях отсутствия технико-экономических нормативов. При этом взаимосвязь между показателями может устанавливаться косвенно, в результате анализа их динамики и связей.
Весь процесс планирования в хозяйственной организации можно разделить на два уровня: стратегическое и тактическое или оперативное планирование. Их содержание рассмотрено в /6.5.4 и 6.5.5/ соответственно.
Процесс планирования в организации должен начинаться с формулирования целей (целеполагания), общая характеристика которых приведена в /6.5.2/.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы