2.4.3. Ситуационный подход
Ситуационный подход – это методология исследования природы и причинности проблем, вызванных конкретными условиями и обстоятельствами, сложившимися в управлении организацией.
Данный подход к управлению был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) в конце 1960-х годов, хотя М. Фоллет ещё в 20-е годы говорила о «законе ситуации». При этом она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний».
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внешние и внутренние переменные, влияющие на организацию. В то же время данный подход не является простым набором предписываемых правил и руководств к действию, это в большей мере способ мышления, позволяющий эффективно решать организационные проблемы.
При использовании ситуационного подхода объектами, подлежащими анализу и оптимизации могут быть как система управления в целом, так и отдельные управленческие процессы (функции), методы и стиль управления, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами, научная организация труда, межличностные отношения и групповое поведение и др.
В ситуационном подходе сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но данный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Целью ситуационного подхода является увязка конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее успешно.
Таким образом, главным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретные обстоятельства (факторы), которые оказывают значительное влияние на организацию в конкретный период времени.
Для того чтобы справиться с факторами, влияющими на эффективность управления в различных ситуациях, руководитель должен определить те главные обстоятельства ситуации, от которых зависит деятельность организации. Поскольку существует множество таких факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, то с позиций ситуационного подхода не существует лучшего способа управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившимся условиям.
При этом руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно при необходимости оперативно поменять организационную структуру, чтобы сохранить или повысить эффективность деятельности организации.
Данный подход требует принятия оптимального решения и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретных ситуациях.
Кроме того, ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяют четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации [13]:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия – как положительные, так и отрицательные – от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации;
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;
4. Руководитель должен уметь увязать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств.
Успех или неуспех ситуационного подхода в существенной мере зависит от третьего шага, который определяет четкое выявление и влияние переменных в конкретной ситуации. Если этого не будет сделано правильно, то невозможно будет определить и применить эффективный метод к сложившейся ситуации. Если же ситуация или влияние переменных будут проанализированы правильно, тогда у руководителя не возникнет необходимости прибегать к догадкам или к использованию метода проб и ошибок для определения рациональных решений организационных проблем.
Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять причины её возникновения и выработать меры воздействия, в большей мере способствующие достижению целей организации. Однако часто невозможно определить всю совокупность переменных и степень их влияния на деятельность организации. Поэтому эффективные менеджеры, как правило, рассматривают только те факторы, которые наиболее значимы для организации и в наибольшей степени могут повлиять на её успех. Устраняя большое множество малозначимых различий между организациями и ситуациями, опытные руководители сокращают число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности выявления проблем.
Конкретный выбор переменных по-разному интерпретируется у разных исследователей менеджмента, но большинство из них сходится во мнении, что существует не более десятка наиболее значимых факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внешних (например, поставщики, потребители, конкуренты) и внутренних (цели, структура, задачи, технология, люди) переменных.
В целом, если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях.
Тем не менее, ситуационный подход целесообразно также использовать:
в сравнительно часто повторяющихся типовых ситуациях, требующих проведения однотипных операций, когда заранее вырабатываются стандартные процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых, материальных и иных ресурсов на выработку решений. Достаточно лишь идентифицировать реальную ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения;
при незначительном отклонении от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью. Для устранения этого отклонения можно использовать, например, методы формальной логики, факторного, функционально-стоимостного и корреляционного анализа или специально разрабатываемые советующие компьютерные программы с нечеткой логикой, и сделать правильные выводы, принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;
при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия правильного решения следует использовать неформальные или логико-интуитивные методы (экспертные, «мозгового штурма» и его разновидностей, синектики и др.).
Таким образом, ситуационный подход существенно дополняет и расширяет практическое применение системного и процессного подходов. Кроме того, он является доминирующим при рассмотрении проблем управления в современных условиях.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы