3.2. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это общие, основополагающие правила, рекомендации, нормы поведения, которые целесообразно учитывать и соблюдать должностными лицами в процессе управленческой деятельности. Они являются продуктом научного обобщения длительного опыта управления и отражают тот идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться.
Отличие принципов от законов и закономерностей состоит в том, что законы (закономерности) существуют и действуют объективно, независимо от сознания, воли и желания людей.
Принципы, вытекая из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Таким образом, по своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между законами (закономерностями) управления и практической деятельностью.
Принципы менеджмента, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Однако свое предназначение принципы управления могут выполнить лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам и закономерностям управления, а, кроме того, они требуют умелого их применения в соответствии со сложившейся обстановкой.
Впервые термин «принципы управления» ввел Ф. Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». В 1916 году
А. Файоль в своей книге «Общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов управленческой науки, которые до сих пор сохранили свою актуальность. К ним относятся:
1. Принцип разделения труда. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объёму и лучшей по качеству при тех же условиях. Благодаря разделению труда достигается синергический эффект в организации. Реализация данного принципа обеспечивается путём сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия руководителей;
2. Принцип власти и ответственности. Власть – это право командовать и возможность заставлять других подчиняться себе. Наибольшими правами наделены руководители высшего звена. А. Файоль считал справедливым, что чем больше власти, тем больше и ответственности. Однако в действительности поведение менеджеров бывает совсем иным: они стремятся к большей власти, но избегать ответственности;
3. Принцип дисциплины. Дисциплина предполагает повиновение, усердие, умение держать себя в определённых рамках. Отсутствие дисциплины чаще всего кроется в бездарности руководителей. Дисциплина также предполагает справедливое применение санкций к её нарушителям;
4. Принцип единоначалия. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
5. Принцип единства руководства предполагает, что для реализации одной цели должна быть создана одна группа, объединенная единым планом и руководимая одним начальником (единым руководящим органом);
6. Принцип подчинения личных (частных) интересов общим. Интересы отдельных работников или группы работников не должны ставиться выше интересов организации. Часто человеческие слабости и страсти толкают людей на нарушение этого принципа. Файоль видит выход из такой ситуации в приложении совместных усилий, направленных на согласование различных интересов;
7. Принцип справедливости вознаграждения касается материальной стороны вознаграждения персонала за выполненную работу. Работники должны получать заслуженное вознаграждение, учитывающее индивидуальный вклад в результаты деятельности организации. Вознаграждение должно приносить удовлетворение самому работнику и обеспечивать достижение целей организации;
8. Принцип централизации предполагает оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления путём делегирования соответствующих полномочий должностным лицам с учётом сложившихся условий функционирования организации;
9. Принцип иерархии (скалярная цепь), обеспечивающий в организации иерархическую расстановку руководящего состава по служебной лестнице от высшего до низшего звена управления. В рамках соблюдения указанного принципа, в случае крайней необходимости, А. Файоль рекомендует также использовать горизонтальные связи, обеспечивающие ускоренную управленческую реакцию на происходящие изменении;
10. Принцип порядка сводится к простой формулировке: «место для каждого и каждому своё место». Этот принцип касается как материального, так и социального порядка;
11. Принцип справедливости требует от руководства в обращении с персоналом проявлять объективность во взаимоотношениях, относиться к подчинённым без предвзятостей;
12. Принцип постоянства состава персонала(стабильности рабочего места). А. Файоль одной из причин и следствием плохого состояния дел в организации называет текучесть кадров. Новому работнику необходимо определённое время для того, чтобы адаптироваться к новому месту и методам работы. Частая смена работы приводит к непроизводительным затратам времени, снижает эффективность труда персонала;
13. Принцип инициативы предполагает, по мнению Файоля, разработку плана и обеспечение его реализации. Поощрение инициативы персонала позволяет существенно расширить возможности организации, особенно в трудные для неё моменты;
14. Принцип единения персонала (корпоративный дух) предполагает единство усилий («в единении – сила») и установление гармоничных отношений между отдельными работниками и в организации в целом.
В современных условиях на формирование принципов управления оказывает влияние дальнейшее развитие научно-технического прогресса, внедрение более совершенных методов управления и др.
По своему предназначению современные принципы управления можно классифицировать на общие и частные (специфические).
Общие принципы управления характеризуются универсальным характером, т.е. распространяются на все системы управления.
К широко известным общим принципам управления в современных условиях относятся:
принцип объективности (научности), который предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом или на ее отдельные звенья, на основе познания и использования объективных закономерностей в интересах обеспечения оптимального функционирования системы;
принцип системности основывается на том, что управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели, ассимилировать или нейтрализовывать возмущающие воздействия как внутри системы, так и вне нее. Этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе управления;
принцип устойчивости системы управления к воздействиям факторов внешней среды предполагает оперативное и гибкое реагирование органов управления на любые изменения внешней среды организации;
принцип эффективности, предполагающий достижение поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов;
принцип конкретности предполагает конкретный анализ конкретной ситуации. Управлять конкретно – значит, прежде всего, управлять на основе добротной научной и проверенной информации;
принцип главного звена предполагает сосредоточение основных усилий на решении главной проблемы (задачи). Распыление сил и средств приводит к неэффективным действиям всей организации;
принцип рационального сочетания централизма и децентрализма обусловлен необходимостью оптимального соотношения управленческих действий руководителя и творческой активности масс;
принцип ответственности как условие успешного менеджмента;
принцип экономичности управления. При выборе способов и средств для осуществления управления и достижении целей организации необходимо ограничивать затраты ресурсов;
принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности, предполагающий, с одной стороны, установление строжайшей персональной ответственности за исполнение управленческих функций и выполнение поставленных задач, с другой – широкое обсуждение, проведение дискуссий при принятии важных для организации решений.
К частным принципам относятся принципы управления конкретной фирмой (компанией) или конкретной управленческой деятельностью. Они носят локальный характер и, как правило, регулируют лишь отдельные управленческие процессы и аспекты управления в организации.
Например, американская фирма компьютеров IBM в управлении придерживается трех принципов: уважения к личности, пожизненной занятости равных возможностей для всех.
К частным принципам управления также можно отнести:
принцип гуманности управления;
ориентация деятельности предприятия на потребителя;
ориентация менеджмента на конечные результаты работы;
своевременность реакции управления на изменения в окружающей среде;
принцип партисипативности в управлении;
использование методов работы с людьми, обеспечивающих удовлетворённость работой;
умелая опора на подчинённых;
принцип динамизма формирования и развития инноваций;
создание атмосферы, направленной на развитие способностей каждого члена организации;
долевое участие каждого работника в результатах фирмы;
принцип постоянного совершенствования качества личной работы и др.
Принципы, как и закономерности управления, носят исторический характер. Они могут изменяться в соответствии с изменениями условий и характера решаемых задач, объективных связей и отношений между различными аспектами управления. В зависимости от этого некоторые принципы могут наполняться новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы