8.2. Стиль и манеры делового человека
Успех в бизнесе зависит не только от компетентности делового человека, его профессионализма, но и от его внешнего облика, обладания хорошими манерами и культурой речи.
Внешний вид и манеры того или иного человека окружающие определяют и оценивают почти сразу, не вступая в деловые контакты.
Самая неуловимая и трудно определяемая, но, пожалуй, самая важная характеристика внешнего вида – это стиль или одежда, её соответствие характеру проводимого делового мероприятия.
Общая характеристика стиля делового мужчины базируется на следующих основных принципах:
консерватизм, так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям;
умеренность, то есть отсутствие резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды и обуви;
безупречная аккуратность и опрятность, чтобы у деловых партнёров не возникали предположения типа: нетребователен к себе, значит неуважителен к интересам партнёров.
Даже несвежий носовой платок или оторванная пуговица пиджака могут негативным образом повлиять на результат переговоров. Западный деловой мир отличается от российского, кроме всего прочего, тем, что при ведении переговоров или заключении сделок учитывается то, как одет партнёр, каковы его манеры поведения.
Деловой мужчина должен выглядеть: уверенным в себе; солидным; деловым; элегантным; внушающим доверие; надёжным; порядочным; аккуратным.
Этому в определённой мере способствует внешний облик делового мужчины.
Костюм делового человека, который должен учитывать его положение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда он направляется. Специалисты считают, что деловому мужчине нужно иметь не менее трёх костюмов:
рабочий костюм – обычный костюм (брюки, пиджак), а также это могут быть брюки и кожаный пиджак, хорошо сшитая куртка, но во всех перечисленных случаях непременное условие – рубашка и галстук. Деловой человек не должен приходить на работу без галстука, если он не в рубашке особого покроя, где галстук не требуется, и не в водолазке, которую можно надевать с пиджаком. Длина галстука определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня. При этом для галстуков не рекомендуются фиолетовые, сиреневые, розовые и ярко-красные цвета. Недопустимы галстуки с цветочным орнаментом, газетным текстом, фигурками людей и животных – такие галстуке уместно носить на отдыхе.
Существует одно «светское» правило: чем темнее цвет, тем он аристократичнее. Тёмно-синий цвет костюма является нейтральным и кажется более строгим, и поэтому более официальным, чем серый. Серый цвет психологически мягче, «теплее», поэтому деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к взаимному общению;
деловой костюм – это брюки любого цвета и пиджак, соответственно подобранные рубашка и галстук. Однако для делового костюма такие цвета как бордо, коричневый, болотно-зелёный должны быть исключены. Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного и военного стиля (накладные карманы, погончики). Однако требования к деловой одежде периодически меняются;
вечерний костюм определяется модой. Главное то, что выходной, праздничный, вечерний костюм мужчины должен обязательно состоять из брюк и пиджака одного цвета, и непременное условие – белая рубашка.
Следует также помнить, что черный цвет является обязательным для вечерних деловых приёмов и траурных церемоний.
Обувь – полуботинки должны быть только черного цвета, не допускается в деловом мире обувь из замши, кожи крокодила и змеи.
Носки – важнейший элемент одежды. Их цвет должен повторять цвет обуви.
Аксессуары (сумка, визитка, портмоне, кейс, папка, футляр для очков) предпочтительны из натуральной кожи, кроме кожи змеи и крокодила.
Причёска делового мужчины – по моде, но в умеренном её выражении, например, волосы сзади не должны касаться верхнего края воротничка сорочки.
Абсолютно недопустима для делового мужчины серьга в ухе.
Современный деловой этикет отрицательно относится к бороде и усам как элементам внешнего вида, если они не скрывают изъяны на лице.
Кроме того, во внешнем облике делового мужчины не допустимы:
короткие носки, оставляющие часть ноги обнажённой при сидении «нога на ногу»;
несвежий носовой платок;
полуоторванные пуговицы;
мятый костюм;
несвежая сорочка;
криво завязанный галстук;
нечищеная обувь;
жилет или шарф ручной вязки;
яркие кричащие цвета деталей одежды [3].
Внешний облик деловой женщины. Требования, предъявляемые к одежде деловой женщины, позволяют ей во многом отходить от жестких мужских стандартов. Прежде всего, каждая женщина должна иметь свой стиль. Очень важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаев, чтобы не чувствовать себя стесненной, не привлекать излишнего внимания окружающих и, конечно, не быть смешной.
Женский деловой костюм может быть практически любого цвета. При этом нельзя допускать ярких оттенков в деловой одежде, а также резких, контрастных сочетаний. Недопустимы также на деловой женщине слишком короткая юбка и слишком глубокий вырез юбки. В женской деловой одежде исключаются предметы из трикотажа (джемперы, жилеты, шарфы). В деловом этикете не возбраняется наличие брючных костюмов в гардеробе деловой женщины.
В одежде деловой женщины должно быть 2-3 предмета ведущего тона. Если у вас черная юбка и пиджак, то допустимо иметь либо черные туфли, либо черную сумку.
Универсальной одеждой женщины являются юбка, блузка, а также платье и костюм. Вечерний туалет – платье, платье-костюм.
Вечерний туалет женщины для осени, зимы должен быть сшит из более темной ткани, для весны, лета – из более светлой. Ткань для вечернего туалета должна быть либо гладкой, либо с не очень броской выработкой.
Обувь деловой женщины обычно соответствует моде. Однако самая рекомендуемая обувь – классическая «лодочка» чёрного цвета из кожи (но не из кожи крокодила, змеи и не из замши и велюра), не предполагающая никаких украшений типа бантиков, металлических окантовок и т.п. Ношение босоножек и сандалий не допускается.
Чулки (колготы) носятся всегда – независимо от времени года, и должны быть телесного цвета. Чёрный цвет и рисунок на чулках исключаются.
Женщину украшают, прежде всего, прическа, далее туфли, сумка и бижутерия. Платье может быть очень скромным. Но если женщина сделала красивую прическу, надела красивые туфли, умело подобрала к своему туалету сумку и бижутерию, она всегда будет выглядеть празднично.
Причёска допускается по моде, но с определёнными ограничениями: длина распущенных волос не должна быть ниже линии плеч; прическа не должна быть вызывающей; если волосы длинные, их следует собрать в пучок, заплести в косу или заколоть определённым образом.
Макияж не обязателен, но и не возбраняется. Он не должен быть чрезмерным (требование умеренности во всём).
Маникюр или содержание рук в безупречной чистоте и порядке считается обязательным, а покрытие ногтей лаком – нет. Если деловая женщина предпочитает ногти, покрытые лаком, то должен использоваться лак естественных тонов, не останавливающий на себе взгляд коллег и клиентов.
Духи или туалетная вода не должны иметь резкий запах, они должны чувствоваться слегка и только при приближении.
Сумка деловой женщины должна быть того же цвета, что и туфли (предпочтительно чёрного цвета) и вмещать документы формата А4. Сумку меньшего размера целесообразно заменить кейсом или папкой.
Украшения в одежде деловой женщины вполне допустимы:
бусы – не слишком крупные и не слишком длинная нить;
брошь – предпочтительно из натуральных материалов (серебро, слоновая кость, перламутр);
кольца – одно или два, не считая обручального кольца, можно с камнями, но не слишком объёмными;
серьги – типа «винтик», висячие и многоцветные, но не длинные;
цепочка – с подвеской или без неё.
Не следует допускать излишеств в количестве украшений, лучше менять их каждый день.
Общее правило должно действовать для всех людей: встречают по одежке, провожают по уму.
Культура речи – один из самых существенных показателей образованности, воспитанности и общей культуры человека.
Имеются общие признаки речевой культуры человека: правильность речи; богатство (оригинальность) языка; краткость; ясность и точность; эмоциональность.
Основными показателями культуры речи являются:
словарный состав и словарный запас;
произношение;
грамматика;
стиль речи.
Словарный состав характеризует качественную сторону культуры речи. В него могут быть включены практически любые слова, за исключением тех, которые оскорбляют слух (нецензурные слова).
Словарный запас является количественной характеристикой речи. Чем богаче словарный запас, тем ярче, выразительнее и разнообразнее речь, тем больше она впечатляет и запоминается. Проблема словарного запаса тесно связана с проблемой употребления шаблонных выражений, стандартных оборотов и канцеляризмов, которые должны быть исключены из речи, так как они могут вызывать эмоциональное противодействие. Нежелательно также излишнее употребление иностранных слов.
Произношение – ещё один показатель культуры речи. Слово только тогда воздействует на слушателей, когда оно употреблено в полном соответствии с его значением, сочетается с другими словами. Иногда неправильное произношение может вызвать смех.
Назовём типичные ошибки при словоупотреблении:
нарушение традиционно принятого литературного употребления (вовнутрь – вместо внутрь, использовывать – вместо использовать и т.д.);
ошибки, связанные с употреблением паронимов – близких по звучанию, но разных по значении однокоренных слов (главный – заглавный, застройка – постройка и т.д.);
употребление тавтологических сочетаний – слов, значения которых в основном совпадают (своя автобиография, хронометраж времени, свободная вакансия и т.п.);
неправильное употребление словосочетаний (ремонт продолжался двадцать два суток; двое людей, но два волка);
неоправданное смешение стилей (стилевой разнобой), вызывающее комический эффект (завод вышел на орбиту плана);
незаконное видоизменение и разрушение устойчивых словосочетаний и фразеологических единиц (он играет главную скрипку, не нужно тратить – вместо портить – нервы и т.д.);
неправильная артикуляция (постановка ударений) в словах и др.
Грамматика. Грамматический строй деловой речи хотя и подчиняется общим нормам и требованиям грамматики, однако имеет некоторые отличия.
Если язык художественной литературы и разговорно-бытовой речи, как правило, изобилует глаголами, то в деловой речи центральная роль отводится существительным. Относительно редко в деловой речи используются прилагательные и совсем не используются междометия и местоимения.
Ещё одна особенность деловой речи: почти полное отсутствие таких грамматических средств выразительности, как уменьшительные или увеличительные суффиксы существительных.
И, конечно же, недопустимым в устной и письменной деловой речи является нарушение правил склонения и спряжения.
Стиль речи является главной характеристикой культуры речи. Стиль – это яркость речи, её впечатляющая сила, образность, эмоциональность. К стилю речи предъявляются следующие основные требования:
недопустимость произношения так называемых вводных слов-паразитов, или лишних слов в речи (значит, так сказать, да?, собственно говоря, вот так, короче говоря, ну, вообще, понимаете, скажем и др.), которые не несут смысловой нагрузки;
обеспечение правильного порядка слов. Отступления от установившегося порядка слов и словосочетаний должны быть оправданными и служить определённым целям, например, снижению эмоционального или логического ударения в произносимой фразе, желанию придать юмористический смысл высказанному и т.д.;
отсутствие стандартных, избитых выражений. Употребление шаблонных слов и словосочетаний делает речь невыразительной, слабой, подражательной.
Считается, что короткие и несложные предложения легче воспринимаются на слух, но обилие коротких фраз делает речь отрывистой и резкой, она утрачивает плавность, смысловое и ритмическое единство. Длинная фраза при условии ее четкого членения помогает оратору показать взаимосвязь и движение мыслей, нарастание и спад эмоциональной напряженности, создать ощущение плавности речи.
Овладевая ораторским искусством, следует стремиться к максимальной естественности речи, бороться против внешней красивости и ложного пафоса. При этом необходимо обращать внимание на жестикуляцию, которая допускается как метод убеждения в ораторском искусстве, но в принципе «разговаривать руками» нельзя.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы