Миссия организации
То, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является миссией организации. Таким образом, миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию. Данный термин дословно означает «ответственное задание, роль».
Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие, т.е. сферу деятельности, каковы ее масштабы, сущность, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом миссия фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, т.к. философия бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Следовательно, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая большего успеха на рынке?» [16].
Иногда компании ошибочно определяют миссию, формулируя ее в терминах прибыли. Однако прибыль – это скорее результат того, что делает компания. То, что мы собираемся иметь прибыль, не говорит ничего о том, в какой сфере эта прибыль будет получена. Миссии компаний, ориентированные только на получение прибыли, не дают возможности отличить одно предприятие от другого.
Компания, которая говорит, что ее цель – получить прибыль, должна ответить на вопрос: «Что мы предпринимаем, чтобы получить прибыль?». Чтобы узнать что-либо ценное о миссии компании, мы должны также знать ее ответ на вопрос: «Получить прибыль: как и для кого?».
Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, отражающий целевой рынок и широко определяющий бизнес или основную деятельность предприятия. Формулируя миссию, менеджер определяет сферу деятельности компании, а также те услуги, которые она будет предоставлять клиентам.
Определение миссии позволяет персоналу и руководителям фирмы взглянуть на ее деятельность как бы «с высоты птичьего полета», что необходимо для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Кроме того, миссия играет важную коммуникационную роль, как внутреннюю, так и внешнюю – она информирует акционеров, поставщиков, потребителей, конкурентов о предназначении фирмы.
Понятие миссии организации имеет два значения: широкое и узкое.
В широком смысле миссия организации рассматривается как своего рода философия организации, которая определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация собирается осуществлять свою деятельность. Философия организации редко меняется.
В этом отношении весьма показательным и интересным является опыт Японии в области выработки философии или миссии фирмы. Здесь часто оперируют термином «управленческое кредо». При этом базовым является тезис о том, что люди в организации не винтики, а творческие личности, которые постоянно задаются вопросом о смысле своего существования.
В более узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение о том, для чего или по какой причине существует организация. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Миссия должна быть фактором привлечения клиентов, и показывать, какие потребности клиента фирма может удовлетворить наиболее эффективно [28].
Миссия может быть сформулирована в одной фразе или в достаточно объемном заявлении руководства фирмы, в котором могут отражаться все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики фирмы.
Общеизвестны формулировки миссии компаний:
«Форд» – «предоставление людям дешевого транспорта»;
«Макдональдс» – «быстрая еда»;
«Самсунг» – «хорошо там, где мы есть»;
«Электролюкс» – «сделано с умом»;
«Дю Понт» – «лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии».
Таким образом, в узком смысле этого слова, миссию можно определять как четко выраженную причину существования фирмы.
Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконично, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отражать следующие аспекты: круг удовлетворяемых потребностей; характеристику продукции предприятия и её конкурентных преимуществ; перспективы роста бизнеса.
Иными словами, в миссии должна просматриваться следующая схема:
Миссия фирмы: потребности – продукты – направления роста
Обзоры показывают, что 60-75% североамериканских компаний имеют четко сформулированную миссию. Руководители многих новых российских компаний также определяют миссию своей фирмы. Приведем ещё некоторые примеры формулировок миссии фирмы.
Matsucita: «Matsucita желает способствовать улучшению качества жизни, снабжая мир дешевыми, как вода, электроприборами» (В данной формулировке нашли отражение все три вышеназванных аспекта).
Xerox (прекрасно демонстрирует перспективы роста бизнеса) – «от копировальной техники к офису будущего».
Chevron: «Мы – международная компания, производящая химические продукты, жизненно важные для развития экономики стран мира. Наша миссия – создавать высшую ценность для наших акционеров, наших потребителей и работников».
IBM: «Мы стремимся лидировать в создании, разработке и производстве наиболее передовых информационных технологий. Как крупнейшая компания по информационным услугам в мире, мы превращаем передовые технологии в ценности для наших потребителей».
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Неправильный выбор миссии ограничивает или дезориентирует руководство в принятии решения, что может привести к снижению уровня эффективности действий организации.
Жизнь миссии всегда ограниченна во времени. На повестку дня встают все новые и новые задачи, и прежняя миссия уже не отвечает сегодняшним требованиям.
Хорошо обоснованная и правильно сформулированная миссия имеет действительно управленческую ценность, так как она [28]:
формулирует взгляды высшего руководства на долгосрочные планы фирмы по дальнейшему процветанию;
снимает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений;
выражает цели организации и служит сотрудникам стимулом к хорошему выполнению работы;
помогает руководителям среднего звена сформулировать задачи, цели и стремления отдела, сочетать основную политику отделов с политикой и направлением развития всей компании;
облегчает подготовку организации к будущему.
Некоторые руководители никогда не заботятся о формулировании миссии организации, считая её очевидной.
Неправильный выбор миссии ограничивает или дезориентирует руководство в принятии решения, что может привести к снижению уровня эффективности действий организации.
Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и написана в виде так называемого положения и миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Таким образом, компания обретает миссию тогда, когда её сотрудники согласны с ней и следуют в своей деятельности её положениям.
Если в миссию фирмы вносятся изменения, менеджерам нужно уяснить основные причины изменений и объяснить персоналу, для чего надо действовать по-другому.
Самые удачные формулировки миссии компании выражены просто и кратко, они произнесены громко и ясно, что вызывает энтузиазм по поводу будущего курса фирмы и способствует полной самоотдаче каждого в организации. Они должны иметь одинаково важное решающее воздействие, как на клиентов, так и на акционеров одновременно.
Довольно сложно оценить прямой экономический эффект от сформулированной миссии, однако важность этого этапа проявляется также в том, что миссия помогает формировать и поддерживать единый корпоративный дух, служит основой для действенного управления организацией, снижает риск принятия необоснованных решений и вероятность ошибок недальновидного руководства.
В некоторых случаях бывает очень сложно, а иногда невозможно сформулировать миссию фирмы. Это может свидетельствовать о том, что фирма не сбалансирована. При этом интересы различных групп влияния вступают в противоречие между собой, невозможно выработать единую общую цель существования фирмы. Если руководство компании серьезно заинтересовано в правильном формировании миссии, необходимо преодолеть возникшие трудности, подойдя к процессу её создания творчески и ответственно.
Существуют различные мнения по поводу необходимости формулирования миссии фирмы. По мнению А.И. Пригожина, миссия нужна далеко не каждой организации (В России запрос на формулирование собственной миссии возникает не больше, чем у 20% организаций). Миссия необходима тогда, когда руководство компании действительно озабочено своей ролью в социальной, профессиональной средах, и готово ради неё на дополнительные усилия и затраты. Крупные организации просто обречены на работу над собственной миссией хотя бы потому, что сам масштаб их деятельности, здоровые амбиции, взаимосвязь целей фирмы с более широкими целями регионов обязывает к этому.
Таким образом, хорошо сформулированная миссия создает уверенность в будущем, так как «курс управления проложен по карте», а мотивационная цель сообщения сведений о миссии компании состоит в том, чтобы вдохновить и воодушевить каждого работника фирмы.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы