8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
Правила поведения (делового этикета) – это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека в различных жизненных ситуациях.
Для менеджера немаловажное значение имеет то впечатление, которое он производит на окружающих. Поэтому для создания собственного имиджа ему необходимо знать правила этикета и уметь вести себя в соответствии с ними.
Правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора. Их надо знать и соблюдать. Язык этикета преимущественно выражает требования общечеловеческой вежливости, но при этом он регламентирует иерархию возрастных, служебных, половых различий людей, в нем заранее оговаривается ситуация и предлагаются уже готовые модели конкретного действия.
Особенностью этикета является его диалогичность – предположение, что все общающиеся между собой люди знают его правила и говорят на «одном языке». Так, если люди не привыкли обязательно приветствовать друг друга при встрече, они могут ответить на ваше приветствие недоуменным взглядом. Но в цивилизованной среде предполагается общее знание правил этикета и потому соблюдать их необходимо.
В зарубежных деловых кругах полагают, что российский стиль делового поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово, вечным стремлением что-нибудь выклянчить лично для себя у иностранных партнеров. Даже лучшие представителя российского бизнеса часто оказываются в проигрыше при контактах с потенциальными зарубежными партнерами, потому что просто-напросто не умеют себя вести.
В прежние времена иностранные предприниматели закрывали глаза на неотесанность своих советских партнеров, поскольку те выступали не сами по себе, а в качестве полномочных представителей державы, гарантировавшей выполнение даже самых невыгодных контрактов. Ныне же наши бизнесмены, как правило, представляют собственные предприятия и компании, а от впечатления, которое они производят на потенциального партнера, очень часто зависит судьба даже неплохо задуманного начинания. За рубежом ценят проверенных годами деловых партнеров, а к новичкам подходят очень осторожно.
В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека в различных ситуациях дома, на работе, на улице создает его имидж. Поэтому каждому руководителю необходимо знать правила поведения в обществе.
Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут сложиться в служебных взаимоотношениях.
Руководитель подошел к двери, где работает. И так получилось, что одновременно у двери оказались его начальник, заместитель и дама (Кто открывает дверь? – тот, кто ближе к двери). Если ближе к двери женщина – открывает она, но настоящий джентльмен обязательно перехватит инициативу и скажет: «Проходите, пожалуйста».
Кроме того, по этикету мужчина обязан уступать женщине дорогу
Руководитель вошел в здание, где работает. Необходимо обязательно поздороваться с человеком, который проверяет пропуска, а также с гардеробщиком. Войдя в помещение, он должен всех поприветствовать. Руку подавать при этом не обязательно.
Допустим, вам необходимо войти в кабинет начальника, надо ли при этом стучать? Если в приемной есть секретарь, то он сам регулирует поток посетителей к руководителю. Если нет приемной и секретаря, то подчиненные в дверь не стучат, так как это не принято. Им достаточно приоткрыть дверь и спросить, например: «Олег Петрович, к вам можно?», если начальник молчит – входить нельзя, если отвечает: «Да, можно» – вы входите в кабинет, здороваетесь, проходите до приставного стола и останавливаетесь. Если он говорит по телефону, надо дождаться окончания разговора. Без разрешения и приглашения вы не должны садиться.
Если начальник не предложил вам присесть – это не значит, что он не воспитан и невнимателен, он не обязан приглашать присесть подчиненного, даже, если это женщина. Женщина на службе – это тот же подчиненный.
На работе женщина не подает первая руку своему начальнику, хотя во всех остальных случаях она первая подает руку мужчине, точнее, сама определяет форму приветствия.
Следует также заметить, что начальник не обязан подавать руку своим подчиненным, он может просто поприветствовать их кивком головы или сказать «Здравствуйте». На характере приветствия не должно сказываться его настроение или негативное отношение к другому человеку.
При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношение к руководителю подчинённое положение.
Руководитель, встречая посетителей, должен встать, застегнуть пиджак, выйти из-за стола им навстречу. Вместе с тем, когда мужчина сидит за столом президиума, он может расстегнуть пиджак. Но если ему предоставили слово и он идет на кафедру, то он обязан застегнуть пиджак. То же самое на дне рождения, на юбилее, в ресторане: если мужчина хочет сказать тост, ему следует застегнуть пиджак.
Какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет подчиненного, руку протягивает хозяин кабинета независимо от возраста и пола. Только не следует протягивать руку навстречу идущему человеку или через стол. В общественных местах подавать руку сослуживцам необязательно. Достаточно сделать поклон головой. При этом молодые люди должны сделать более глубокий поклон.
А как следует здороваться с участниками собрания? – либо со всеми за руку по часовой стрелке, либо кивком головы. К подчиненным следует обращаться таким образом: «Здравствуйте, уважаемые коллеги».
Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными, так как бывают ситуации, когда руководителю необходимо потребовать выполнения того или иного задания.
В процессе служебных взаимоотношений между людьми не так уж редко возникают споры. Практика показывает, что в девяти случаях из десяти споры оканчиваются тем, что каждый из участников ещё больше убеждается в своей правоте. Существует только один способ одержать в споре верх – это уклониться от него. Неэтично говорить человеку, что он не прав, этим наносится удар по его интеллекту, самолюбию, здравому смыслу. Такая ситуация вызывает желание нанести «ответный удар». Целесообразно с самого начала придерживаться дружелюбного тона. Если хватит терпения и желания, то всегда можно договориться. Прежде всего, дайте собеседнику выговориться, узнайте от него дополнительные факты и аргументы. В любом случае, не оскорбляйте собеседника и не вызывайте у него чувства обиды, старайтесь при этом использовать следующие факторы воздействия [6]:
начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
указываете на ошибки других не прямо, а косвенно;
сначала поговорите о своих ошибках, а потом критикуйте собеседника;
задавайте вопросы вместо явного отрицания;
добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете;
будьте чистосердечны в своей оценке, щедры на похвалу.
Руководителям любого ранга не рекомендуется с утра говорить подчиненным: «не могу, не хочу, не нужно, нельзя» – это может испортить подчиненным настроение и снизить продуктивность их работы в течение рабочего дня.
Руководитель, который показывает свое особое отношение к одному или нескольким сотрудникам при всех, должен понимать, что это не способствует единству и взаимопониманию людей в коллективе, не всем будут понятны ваши дружеские отношения с отдельными сотрудниками.
Нужно ли критиковать подчиненных? Если руководитель обладает чувством такта, знает служебный этикет и его беспокоит собственный авторитет среди подчиненных, грубо критиковать кого-нибудь из сотрудников он не будет. Необходимо считаться с самолюбием людей. Всякая критика должна быть справедливой, обоснованной, корректной. Лучше всего высказывать свои претензии к подчиненному наедине. При этом необходимо решить, имеются ли юридические, организационные или иные основания для критики. Критиковать следует работу (поведение, поступки), а не человека. Нельзя срываться на крик, недопустимы излишне эмоциональные высказывания. Ровный спокойный тон, ссылка на факты, владение информацией по данному вопросу являются этической нормой для менеджера.
Таким образом, умение правильно делать замечания и критиковать является искусством руководителя.
Как правильно объявить подчиненному выговор? Руководитель должен, прежде всего, выяснить причину происшедшего. Возможно, у человека сложились неблагоприятные обстоятельства и ему надо помочь. Другое дело, когда подчиненный не первый раз допускает провинность, вот тогда уже можно принимать административные меры воздействия, но при этом соблюдать этику отношений.
А как правильно объявить благодарность? Лучше при всех поздравить сотрудника, поблагодарить его за отличную работу. Это производит хороший психологический эффект. Неформальное сердечное поздравление высоко ценится в коллективе.
В этикете деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, ума делового партнёра. С этой точки зрения комплимент является не механизмом лести, а необходимой частью делового этикета, особенно, если деловой партнёр – женщина.
Важным правилом делового этикета является соблюдение точности во времени и в общениях. Заставлять себя ждать, опаздывать, не соблюдать установленные по договоренности сроки считается нарушением точности во времени. С позиции морали непунктуальность, недисциплинированность – это проявление неуважения или пренебрежение ко времени или интересам делового партнера или другого человека.
Кроме того, практикой менеджмента выработан ряд этических норм поведения, которыми не следует пренебрегать руководителю во взаимоотношениях с подчинёнными. В частности, руководителю не рекомендуется:
относиться к подчинённым свысока и кичиться высшим образованием, особенно в рабочей среде;
употреблять нецензурные выражения;
употреблять с подчинёнными спиртные напитки во время работы;
применять к рабочим меры физического воздействия;
принимать скоропалительные решения по вопросам, в которых руководитель недостаточно компетентен;
обращаться к подчинённым на «ты», панибратски, особенно к старшим по возрасту членам коллектива;
использовать крайности в межличностном общении: пессимизм, конформизм, догматизм, критицизм и др.;
во избежание скандала и сплетен в коллективе заводить романы с сотрудницами;
нарушать сложившуюся в коллективе мораль, особенно игнорировать права личности и запреты;
ходить на работу в старом или неаккуратном деловом костюме, тем более в джинсах, свитерах, кроссовках или стоптанных ботинках;
критиковать любую религию или национальность;
давать волю личным амбициям и карьеризму.
Менеджеру всегда следует контролировать себя в контактах с подчинёнными, помня, что каждый подчинённый является не только исполнителем определённых служебных функций, но и личностью, имеющей свои цели, интересы, собственное мнение и ценности.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы