2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
Термин «научный менеджмент» был впервые предложен в начале ХХ века американским гуманистом Луисом Брендисом.
Научный менеджмент, прежде чем превратиться в систематизированную научную дисциплину, прошёл большой и сложный путь развития.
Несмотря на то, что организации существуют почти столько же лет, сколько и человечество, только к исходу XIX века люди стали задумывался над тем, как управлять организациями системно. До этого общество в большей степени интересовало то, как зарабатывать больше денег, завоевывать политическую власть, но не как управлять организациями.
Существенный прорыв в становлении научного менеджмента произошел на стадии монополистического капитализма, приведшей к очередной управленческой революции.
Пятая управленческая революция произошла на рубеже XIX- ХХ веков, в эпоху образования и развития монополистического капитализма. По мере монополизации капитализма формировалась современная система акционерного капитала, появлялись гигантские корпорации, возрастала централизация банковской системы. Владельцы предприятий всё более удалялись от занятия бизнесом как хозяйственной деятельности. Руководитель-собственник постепенно вытеснялся возрастающим количеством акционеров – совместных владельцев капиталом. Таким образом, собственность теряла индивидуально-частный характер, уступая место корпоративно-коллективной собственности.
Система акционирования капитала привела не только к отделению управления от производства и капитала, но и в последствии – к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
Таким образом, результатом пятой управленческой революции стало превращение менеджеров сначала в обособленную категорию (страту), а затем в отдельный от капиталистов, социальный класс, который занял лидирующие позиции в экономике.
Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления.
Это, прежде всего, связано с экономическим бумом, который происходил в американском обществе, начиная с восьмидесятых годов XIX века. При этом США были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. США почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добивались успеха, становились монополистами. В результате создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми были необходимы формализованные способы [26].
Американская промышленность того времени характеризовалась невиданными темпами экономического роста. Однако успехи технологии постепенно вступают в противоречие с устаревшими методами управления трудом, которые начинают сдерживать развитие производства.
Образование компаний-гигантов требовало профессионального подхода к управлению ими, а, следовательно, и специальных знаний, а также необходимости профессионального обучения менеджеров.
Произвол в отношениях с подчиненными, отсутствие продуманного подхода к организации труда, бесчеловечная эксплуатация делали из рабочего инвалида уже к сорока годам. Полновластие мастеров, мизерная оплата труда, драконовские штрафы не создавали условий для реализации принципа материальной заинтересованности. Старые методы управления требовали преобразований.
Во второй половине XIX века появляются первые систематические разработки в области совершенствования управления, авторами которых были американские инженеры, обладающие необходимой подготовкой и практическим опытом работы. Они видели путь разрешения сложившихся противоречий в совершенствовании организации труда.
В конце XIX века в США создаются первые научные общества по обмену опытом организации фабричного производства и проблемам управления. Наибольшую известность приобрело Американское общество инженеров-механиков, образованное в 1880г. Оно смогло объединить в своих рядах самую талантливую часть менеджеров и промышленников. Важнейшими аспектами деятельности общества являлось заслушивание докладов по проблемам управления, проведение семинаров, обмен опытом организации фабричного производства, предоставление консультаций и помощь менеджерам. В нём зарождались передовые идеи, проекты организации и оплаты труда.
Знаменитое заседание общества в 1886г. в Чикаго, на котором выступил один из его основателей, президент мануфактурной компании Генри Таун с докладом на тему «Инженер как экономист», считается отправной точкой развития теории индустриального менеджмента. Именно в этом докладе впервые был поднят вопрос о профессиональной управленческой деятельности, требующей изучения и обмена опытом. При этом основная роль в совершенствовании системы управления производством, по мнению Г. Тауна, должна была отводиться инженерам-механикам, способным в силу своей квалификации обеспечить развитие новой науки.
Тем не менее, управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Особый интерес к нему был отмечен в 1911г., когда Ф. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента», в которой управление впервые было признано наукой и самостоятельной областью исследования.
Таким образом, менеджмент как наука сформировался в результате совокупного воздействия взаимосвязанных факторов, основными из которых являются:
появление большого бизнеса и акционирования капитала;
попытки предпринимателей воспользоваться преимуществами новой техники, созданной в период промышленной революции, и современными технологиями того времени;
огромное желание небольшой группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работ и организации труда.
Дальнейшее развитие менеджмента как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением плеяды выдающихся деятелей в области теории и практики управления, образованием научных школ и разработкой научных подходов к управлению.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы