1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
Понятие «управление» является одной из центральных категорий научного осмысления теории и практики управления организациями. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанных за этим термином явлений или процессов.
Управление многообразно и может проявляться в различных аспектах. Оно может рассматриваться как функция биологических, технических и социальных организационных систем, обеспечивающая сохранение их целостности, поддержание определённого режима деятельности.
Социальное управление – важнейший атрибут или принадлежность, присущая человеческому обществу, с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики существования и развития.
Многие аспекты, присущие современному управлению, можно проследить в древних цивилизациях, хотя структура организаций и методы управления ими существенно отличались от сегодняшних.
Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности была обусловлена общественным характером труда и необходимостью общения людей в процессе совместной жизнедеятельности.
Уже с древних времен возникала необходимость в организованной охоте, земледелии, создании, хранении и контроле запасов пищи, охране племени, строительстве совместных поселений, передаче знаний, умений и навыков, традиций и обычаев людей, то есть в практике управления. Со временем процессы управления становятся всё более организованными и обособленными. Зарождение государств, создание многочисленных армий, совершенствование земледелия, становление и развитие экономики требовали упорядочения этих процессов и выделения управления в особый вид деятельности.
Таким образом, роль управления постоянно возрастает по мере развития организаций и общества, увеличения масштабов их деятельности, общественного разделения труда и развития кооперации.
Существуют различные подходы к определению сущности управления:
управление как искусство, суть которого проявляется в способности эффективно применять накопленный опыт на практике. Понятие об управлении как искусстве сложилось в древние времена, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчётливо.
В жизни и совместной трудовой деятельности людей не бывает абсолютно одинаковых ситуаций, позволяющих принимать руководителям строго алгоритмизированные решения и использовать чётко установленные методы управления. Кроме того, каждый человек сугубо индивидуален по своему характеру, интеллектуальным способностям и физическим возможностям. Поэтому эффективное управление всегда предполагает не только инициативный, но и творческий подход к делу;
управление как наука выделилось в самостоятельную область человеческих знаний только в конце XIX века, хотя достаточно чёткое разграничение науки и искусства произошли в XVIII веке, когда представление об искусстве стало ассоциироваться с понятиями «прекрасное», «эстетическое», «чувственное», а научная деятельность – с понятиями «разум», «логика», «рассудок» [29]. Научную основу этой дисциплины составляют знания об управлении, накопленные человечеством за весь период его существования.
Выделение управления в самостоятельную отрасль науки было ответом человечества на потребности промышленного развития, которое всё боль приобретало такие специфические черты, как массовое производство и сбыт. Образование гигантских предприятий объективно требовало внедрения научного подхода к организации труда и обоснованного применения различных форм и методов управления.
Предметной областью науки управления являются законы, закономерности, принципы, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления;
управление как аппарат (орган) управления, включающий руководителя, профессионально подготовленных специалистов и технических исполнителей в области управления, объединенных в органы, подразделения и службы управления, на которые возложено выполнение определенных управленческих функций. Без органа управления организация как целостное образование не может эффективно использовать ресурсы и координировать деятельность производственных и иных подразделений.
Управленческий аппарат выступает как элемент или управляющая часть системы управления организацией;
управление как процесс, динамически изменяющийся в пространстве и во времени посредством реализации взаимосвязанных функций управления или относительно самостоятельных, специализированных видов управленческой деятельности.
Ведущий теоретик в области управления Питер Ф. Друкер считает, что «управление – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».
Широко известна и другая формулировка этого понятия: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [13].
В общем случае под управлением понимается любое изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели. Управление всегда целенаправленно и в этом состоит его коренное отличие от всех других форм движения и деятельности.
Главная цель управления состоит в обеспечении максимального использования ресурсов и потенциальных возможностей организации для достижения конечного результата её деятельности. Выбор главной цели определяет средства, пути и методы её достижения.
Благодаря управленческой деятельности достигается синергический эффект, в результате которого организация посредством согласованных, целенаправленных действий, рационального разделения труда внутри коллектива достигает гораздо большего эффекта, чем действия «кустарей-одиночек».
В соответствии с системным подходом управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух и более объектов, один из которых находится в позиции субъекта управления, а другие в позиции объекта управления (рис.1.1). При этом субъект управления осуществляет определенное воздействие на объект управления с целью перевода всей системы из одного состояния в другое. Этим и обусловлена сущность управления.
Для такого взаимодействия в общем случае характерно то, что:
субъект управления направляет объектам управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должны функционировать объекты управления;
объекты управления получают данные импульсы (команды) и действуют в соответствии с ними.
В качестве субъекта управления (управляющая часть) можно рассматривать дирекцию, менеджеров, функциональные подразделения и специалистов, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация.
Управляющее звено является необходимым элементом любой организации.
Линия, по которой осуществляется управляющее воздействие субъекта на объекты управления, называется каналом прямой связи.
Под влиянием управляющих воздействий (команд управления) объекты управления переводятся в желаемое состояние. В этом смысле управление есть процесс, ведущий к достижению некоторой цели, то есть заставляющий объекты управления выполнять определенную программу, исходящую от субъекта управления.
Объекты управления (управляемая часть) – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного или иного процесса в организации.
Управляемый объект может испытывать влияние внешней среды, в результате чего его поведение будет отклоняться от заданного состояния. Если не учитывать этих отклонений, то поведение управляемого объекта может отклониться в такой степени, что достижение цели управления станет невозможным. Поэтому очень важно, чтобы информация о результатах действий управляемых объектов поступала субъекту управления по каналу обратной связи. Благодаря наличию обратной связи создается возможность контролировать поведение подчиненных объектов с целью корректировки (в случае необходимости) управляющего воздействия на них.
Следует отметить, что управление нередко определяется как одностороннее воздействие субъекта на объект, то есть его сводят к деятельности субъекта управления, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта их субординационным расположением за пределами рассмотрения остается движущее начало управления – противоречие между субъектом и объектом. Поэтому как бы полно не учитывались возможности и готовность объекта управления выполнять управленческие команды, если они рассматриваются только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет неадекватной фактическим возможностям осуществления управления.
Для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, при этом на определенных уровнях управления доминируют различные виды отношений.
Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.
Возможность субъекта управления осуществлять управленческую деятельность обусловлена:
во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.);
во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, то есть возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды. Второе условие обеспечивается характером взаимоотношений между людьми (наличием определенных прав и обязанностей).
Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы