9.3. Понятие об эффективности как научной категории
В настоящее время пока не выработано единого понимания сущности «эффективности», что свидетельствует о многогранности и сложности осмысления данной научной категории.
Понятие «эффективность» применимо как к различным системам, так и к процессам, происходящим в них. Очевидно, что по причине широкой применимости рассматриваемой научной категории существует множество определений, отражающих её сущность. При этом следует, прежде всего, чётко различать понятия «эффект» и «эффективность», которые в теории и практике менеджмента часто «подсознательно» рассматриваются как тождественные по смыслу, хотя таковыми на самом деле являются не всегда.
Говоря об «эффективности» как научной категории, прежде всего, надо отметить, что она означает действенность, то есть успешность или результативность. Поэтому «результативность», на наш взгляд, следует отождествлять с «эффективностью», хотя существует и противоположная точка зрения в отношении тождественности этих понятий. При этом авторами противоположного мнения под эффективностью в общем случае понимается соотношение результата и затрат. Однако такое соотношение выражает лишь результат проявления более сложного эффекта (экономичность). В данном случае отсутствует сравнимость одинаковых в семантическом смысле эффектов. Результат и затраты по своей сути – разные в смысловом отношении понятия, характеризующие каждый по-своему простые виды эффектов и в совокупности отражающие более сложный (взвешенный) эффект.
Следует также учитывать, что эффективность отражает только динамику или успешность каких-либо действий (деятельности). В частности, лежащая на столе авторучка как таковая, не обладает никакой эффективностью, хотя может производить на нас определённое впечатление или эффект (красивая, непривлекательная по внешнему виду и т.п.). Если её использовать по прямому назначению, то можно провести непрерывную линию, например, длиной 3км. Однако потенциальные возможности такой авторучки по длине проводимых линий составляют, например, 5км. Следовательно, потенциал авторучки в результате проведенных действий далеко не исчерпан, и на данный момент использован лишь на 3/5 её максимальных возможностей или на 60%.
Иными словами, эффективность как научная категория является частным случаем сложного (взвешенного) эффекта.
Таким образом, эффективность – это степень соответствия фактического или ожидаемого эффекта потенциально возможному эффекту.
Применительно к деятельности организаций эффективность можно интерпретировать и как степень реализации потенциальных возможностей организации для достижения определённых целей.
В зависимости от видов рассматриваемых эффектов следует различать экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую и управленческую эффективность.
Эффективность может измеряться в долях или процентах и в общем случае условно (абсолютно или относительно) характеризовать соотношение части к целому.
Отличительными чертами эффективности как научной категории являются:
наличие процедуры сравнения фактического или ожидаемого эффекта с неким «идеалом». В качестве «идеализированной» базы или критерия сравнения может выступать потенциальный, максимальный для данных условий или нормативный (требуемый) уровень эффективности, принятый за эталонную величину;
семантическое тождество результативностей или эффектов, подлежащих сравнению (некорректно, например, напрямую сравнивать прибыль с затратами – это всего лишь экономический эффект, свидетельствующий о том, сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль затрат, то есть экономичность).
В зависимости от способа сравнения выделяют абсолютную и относительную эффективность.
Абсолютная эффективность (Э) характеризует долю реализуемого или ожидаемого эффекта от эталонного (максимального) значения.
Такое соответствие может быть представлено выражением:
Ер
Э = — , (9.4)
Еп
где Ер – реализуемый или ожидаемый эффект (например, чистая прибыль);
Еп – потенциальный или максимально возможный эффект (например, валовая прибыль).
При сравнении результативностей или эффектов весьма важным является выполнение следующих двух условий:
1) Ер ≤ Еп – по определению эффективности, как таковой.
2) соотносимые эффекты должны иметь положительное значение, в противном случае говорить об абсолютной эффективности не имеет смысла.
В свою очередь, реализуемую эффективность можно представить и как сумму эффективностей, полученных, например, по различным направлениям деятельности (или видам оказываемых услуг) организации:
n
Эр = ∑эi, (9.5)
i=1
где n – количество направлений деятельности (или оказываемых услуг) организации;
эi – эффективность i-того направления деятельности организации, определяемая выражением:
эi = еi : Еп
где еi – реализуемый эффект от i-того направления деятельности организации.
Относительная эффективность (∆Э) в общем случае определяется как результат сравнения максимальной (Эмакс) и минимальной (Эмин) эффективностей:
∆Э = Эмакс – Эмин (9.6)
В практической деятельности существенное значение имеют выбор системы показателей, а также критериев оценки эффективности, то есть правил, на основании которых принимается решение о соответствии полученной оценки эффективности требуемому или нормативному значению. Например, в качестве критерия фактической экономической эффективности деятельности предприятия за истекший период (Эф) можно использовать следующее выражение:
П – З
Эф = ——— ≥ Этр, (9.7)
П
где П – валовая прибыль предприятия за истекший период, руб.;
З – затраты предприятия за аналогичный период, руб.;
Этр – требуемый уровень экономической эффективности деятельности предприятия (доля, %).
Следует отметить, что разность между валовой прибылью и затратами равна чистой прибыли предприятия. При этом если фактическая эффективность больше или равна требуемой эффективности, то цели экономической деятельности предприятия следует считать достигнутыми, в противном случае – нет.
С точки зрения оптимизации использования ресурсов любая организация должна стремиться к достижению максимальной («стопроцентной») эффективности.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы