logo search
Книга ОМ

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу профессиональной деятельности, чем управление или менеджмент, от которого в значительной мере зависят эффективность производственной либо коммерческой деятельности, качество обслуживания населения.

Управление может быть одной из профессий, приносящих большое удовлетворение или приводящих людей к огромному разочарованию. Управлять другими людьми и делать конкретную работу самому – не одно и то же. Управление предполагает выполнение ряда основных обязанностей, определённую ответственность, а также понимание и осознание поведения людей. Те, кто решил избрать профессию менеджера, должны чётко понимать, что самым сложным, запутанным, а временами приносящим большую радость аспектом работы управленца являются люди.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности.

В России пока еще не достигнуто значительных успехов в теоретическом и практическом освоении менеджмента. На протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы управления сформировалась психология подозрительного отношения к предпринимательству вообще и к менеджменту в частности. Менеджмент с присущими ему принципами децентрализации, автономии, мотивации никак не вписывался в систему командных методов и воспринимался как «заморские чудачества». Сложившаяся система управления выдвигала совсем иной тип руководителей «командиров производства», неукоснительно выполняющих директивы центра и жестких по отношению к подчиненным. В результате у руководителей всех уровней была крайне низкая управленческая грамотность, что явилось одной из основных причин невысокой эффективности процесса реформирования общества и экономики.

Переход от плановой экономики к рыночной, желание не только провозгласить, но и реализовать необходимую самостоятельность предприятий в условиях разгосударствления и приватизации, ориентация на развитие потребительского рынка, рост конкуренции между предприятиями различных форм собственности способствовали повышению интереса к опыту управления во всем мире.

Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части: теорию руководства и практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Предметом курса «Менеджмент» является изучение теории и практики управления хозяйственной деятельностью организаций.

Основная цель изучения курса: сформировать целостную систему знаний о теории и практике управления современными организациями.

Задачами учебной дисциплины «Менеджмент» являются:

дать студентам минимум теоретических знаний о сущности, содержании и методологических основах менеджмента, его организационных структурах, основах процесса управления в коллективах;

научить студентов экономически правильно оценивать управленческий потенциал предприятия, анализировать факторы, влияющие на его деятельность, проводить анализ и оценку эффективности управленческой деятельности.

Изучение менеджмента – это необходимое условие формирования современного менеджера – профессионала.