logo search
Книга ОМ

2.4.1. Процессный подход

Процессный подход был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера.

Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс, обеспечивающий достижение целей организации управленческим звеном (менеджером) с помощью других людей и представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе также является процессом, очень важны для обеспечения успеха организации. Их называют управленческими функциями (от лат. fuctio – исполнение, совершение).

Функции управленияэто относительно самостоятельные, специализированные и обоснованные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от ряда факторов:

типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.);

размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг);

уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний);

видов деятельности внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и др.

Однако, несмотря на разнообразие процессов управления, в организации существуют однородные виды деятельности. В 1916г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Современные исследователи разработали и другие перечни функций: планирование, организация, распорядительство (или командование) мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень управленческих функций немного отличается от других [26].

Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий (процедур). Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций.

Одна из современных концепций процессного подхода, предложенная М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури [13], рассматривает процесс управления как совокупность четырех взаимосвязанных первичных функций управления – планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения (рис. 2.2).

Кроме того, авторами этой концепции руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, которая предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

Планирование является важнейшей функцией управления и представляет собой процесс выбора целей и порядка действий, необходимых для достижения этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий (приоритеты) и согласованность действий всех членов организации.

Организация - процесс или комплекс мероприятий, направленных на создание структуры и обеспечение эффективного функционирования всей организации. Основным содержанием данной функции является делегиро-вание полномочий и задач (работ).

Мотивация  - процесс побуждения (самопобуждения) людей к деятельности для достижения целей организации или конкретной личности. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных целей. К числу основных критериев мотивации следует отнести различного рода вознаграждения за конкретный труд, применение моральных стимулов, продвижение по служебной лестнице и др.

Контроль  - критически важная и сложная функция управления. Успешное достижение задач во многом предопределяется посредством контроля, который является механизмом обратной связи и позволяет органам управления отслеживать эффективность деятельности подчиненных инстанций. В ходе контроля руководство устанавливает, достигает ли организация своих целей.

Коммуникация является связующей функцией управления, обеспечивающей процесс обмена информацией между людьми и образуя целостность рассматриваемого процесса.

К связующей функции управления, используемой фактически на всех этапах управленческого процесса, авторы данного процессного подхода относят также принятие решения. Эта функция является, пожалуй, наиболее важной и неотъемлемой частью процесса, так как она не только составляет основу управления, но и обеспечивает тесную взаимосвязь остальных функций управления между собой. К сожалению, данная функция не отображена авторами рассматриваемого подхода на схеме (рис. 2.2).

Существует и несколько иная схема процессного подхода к управлению (рис. 2.3), в котором центральной функцией управленческого процесса является координация [11]. Она осуществляется в целях обеспечения эффективной реализации намеченных планов. При этом главная задача координации – достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления.

Взаимосвязь функций управления проявляется не только в определенном логическом чередовании, но и во взаимном их проникновении на различных этапах реализации процесса. Например, выполнение практически каждой функции управления требует принятия определенных решений, прогнозирования развития событий, возможной корректировки действий, организационной, координирующей деятельности и т.д.

Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций, которые более подробно будут рассмотрены в главе 6.

Процессный подход позволяет менеджеру структурировать, а также анализировать управленческие действия в логической последовательности. Однако такой процесс не является простой суммой всех управленческих функций и не отражает взаимосвязь организации с внешней средой.