logo search
Книга ОМ

2.4.3. Ситуационный подход

Ситуационный подход – это методология исследования природы и причинности проблем, вызванных конкретными условиями и обстоятельствами, сложившимися в управлении организацией.

Данный подход к управлению был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) в конце 1960-х годов, хотя М. Фоллет ещё в 20-е годы говорила о «законе ситуации». При этом она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний».

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внешние и внутренние переменные, влияющие на организацию. В то же время данный подход не является простым набором предписываемых правил и руководств к действию, это в большей мере способ мышления, позволяющий эффективно решать организационные проблемы.

При использовании ситуационного подхода объектами, подлежащими анализу и оптимизации могут быть как система управления в целом, так и отдельные управленческие процессы (функции), методы и стиль управления, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами, научная организация труда, межличностные отношения и групповое поведение и др.

В ситуационном подходе сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но данный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Целью ситуационного подхода является увязка конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее успешно.

Таким образом, главным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретные обстоятельства (факторы), которые оказывают значительное влияние на организацию в конкретный период времени.

Для того чтобы справиться с факторами, влияющими на эффективность управления в различных ситуациях, руководитель должен определить те главные обстоятельства ситуации, от которых зависит деятельность организации. Поскольку существует множество таких факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, то с позиций ситуационного подхода не существует лучшего способа управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившимся условиям.

При этом руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно при необходимости оперативно поменять организационную структуру, чтобы сохранить или повысить эффективность деятельности организации.

Данный подход требует принятия оптимального решения и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретных ситуациях.

Кроме того, ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяют четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации [13]:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен предвидеть вероятные последствия – как положительные, так и отрицательные – от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации;

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

4. Руководитель должен уметь увязать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём в условиях существующих обстоятельств.

Успех или неуспех ситуационного подхода в существенной мере зависит от третьего шага, который определяет четкое выявление и влияние переменных в конкретной ситуации. Если этого не будет сделано правильно, то невозможно будет определить и применить эффективный метод к сложившейся ситуации. Если же ситуация или влияние переменных будут проанализированы правильно, тогда у руководителя не возникнет необходимости прибегать к догадкам или к использованию метода проб и ошибок для определения рациональных решений организационных проблем.

Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять причины её возникновения и выработать меры воздействия, в большей мере способствующие достижению целей организации. Однако часто невозможно определить всю совокупность переменных и степень их влияния на деятельность организации. Поэтому эффективные менеджеры, как правило, рассматривают только те факторы, которые наиболее значимы для организации и в наибольшей степени могут повлиять на её успех. Устраняя большое множество малозначимых различий между организациями и ситуациями, опытные руководители сокращают число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности выявления проблем.

Конкретный выбор переменных по-разному интерпретируется у разных исследователей менеджмента, но большинство из них сходится во мнении, что существует не более десятка наиболее значимых факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внешних (например, поставщики, потребители, конкуренты) и внутренних (цели, структура, задачи, технология, люди) переменных.

В целом, если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях.

Тем не менее, ситуационный подход целесообразно также использовать:

в сравнительно часто повторяющихся типовых ситуациях, требующих проведения однотипных операций, когда заранее вырабатываются стандартные процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых, материальных и иных ресурсов на выработку решений. Достаточно лишь идентифицировать реальную ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения;

при незначительном отклонении от типовой ситуации, вызванной информационной неопределенностью. Для устранения этого отклонения можно использовать, например, методы формальной логики, факторного, функционально-стоимостного и корреляционного анализа или специально разрабатываемые советующие компьютерные программы с нечеткой логикой, и сделать правильные выводы, принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

при полном отклонении от типовой ситуации и отсутствии информации для принятия правильного решения следует использовать неформальные или логико-интуитивные методы (экспертные, «мозгового штурма» и его разновидностей, синектики и др.).

Таким образом, ситуационный подход существенно до­полняет и расширяет практическое применение системного и процессного подходов. Кроме того, он является доминирующим при рассмотрении проблем управления в современных условиях.