logo search
Книга ОМ

2.4.4. Школа науки управления или количественный метод

Школа науки управления или количественный метод – это обобщенное (условное) название различных приемов, базирующихся на использовании в управлении данных точных наук, таких как математика, статистика, кибернетика, инженерные науки и др. В некоторых научных источниках эта школа ещё именуется и как новая школа или как количественный подход.

К наиболее известным представителям данной школы можно отнести Н. Винера, Л.В. Канторовича, А.И. Берга, Р. Акоффа, Р. Беллмана, Л. фон Берталанфи, Д. Форстера и др.

Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группа учёных получила задание на решение сложных военных проблем, таких как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов. В 50-60гг. ХХ века методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала всё более широко применяться для решения проблем в промышленности и принятия решений в разных ситуациях [13].

Таким образом, до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно широко. Тем не менее, зарождение и быстрое развитие данного подхода является естественной реакцией на ускоряющийся научно-технический прогресс, новые достижения в области производства и техники. Он также был вызван необходимостью дальнейшего совершенствования управленческого труда. Кроме того, сильным толчком к применению количественных методов в управлении явилось появление кибернетики, развитие вычислительной техники и компьютеров, что позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности, а, следовательно, являются более точными.

Главное предназначение науки управления состоит в обеспечении руководителей организаций научной базой для разрешения проблем, связанных с взаимодействием различных компонентов организации.

Отличительной особенностью науки управления как одного из подходов является исследование проблем по следующей схеме:

использование научного метода;

системная ориентация;

использование моделей.

Суть использования научного метода выражена в последовательной реализации трех относительно самостоятельных этапов (рис. 2.4.): сбора и анализа информации; формулирования гипотезы; проверки правильности гипотезы.

Процесс сбора и анализа информации рассмотрен в /6.4/.

Целью формулирования гипотез является выявление взаимосвязей между компонентами проблемы.

Гипотеза (от греч. – предположение) – научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предсказание, предположение) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Формулирование гипотезы позволяет, во-первых, сузить массу возможных предположений и догадок при решении поставленной проблемы; во-вторых, обеспечить ориентацию исследовательского поиска на ожидаемый результат.

По существу гипотеза – ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта. С момента выдвижения гипотезы начинает формироваться подход к решению проблемы, выстраивается логика и алгоритм исследования, а также принимается решение о выборе модели исследования.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности.

В дальнейшем исследователь осуществляет проверку правильности гипотезы, её достоверности.

Системная ориентация научного подхода предполагает рассмотрение любой организации как открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов или подсистем. Характеристика системного подхода изложена в /2.4.2/.

Использование моделей часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудностей проведения экспериментов в реальной жизни.

Фактически любое исследование неизбежно связано с абстракцией и формализацией изучаемой действительности, представлением её в виде модели системы, процесса, среды. В исследовании модель (от лат. – мера, образ, способ) рассматривается как наиболее эффективное средство познания реальности.

Модель – это условный образ объекта управления; копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования. Необходимо понимать, что модель, будучи образом исследуемой системы, никогда не может достигнуть её полного подобия.

При построении модели прибегают к известным упрощениям, цель которых – стремление отобразить не весь объект, а охарактеризовать некоторый его «срез», то есть выделить важные для исследования свойства. Построение модели всегда опирается на систему гипотез, отражающих понимание исследователем изучаемого объекта.

Качество модели оценивается тем, насколько хорошо сочетаются в ней два противоречивых начала – реализм и простота. Модель должна быть, с одной стороны, достаточно хорошим приближением реальной системы и, следовательно, включать наиболее важные аспекты последней, а с другой – достаточно простой, чтобы позволить понять её основные свойства и эффективно её использовать. К сожалению, реалистические модели редко бывают простыми, а простые модели зачастую слишком далеки от реальности.

Количественный метод предполагает широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуаций.

Исследование операций основывается на применении методов научного исследования к операционным проблемам организации.

По существу проблема – есть ситуация несоответствия желаемого и будущего состояния исследуемого объекта. Выявление проблем, то есть противоречий диагностируемого объекта, требует своего разрешения в ходе исследования.

К типичным проблемным ситуациям можно отнести, например, следующие противоречия: результаты деятельности не соответствуют желаемым целям; ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы и др.

В современных условиях количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях, являющихся самостоятельными отраслями знаний об управлении. Наиболее известными из них являются концепция операционного менеджмента, концепция теории решений и математический менеджмент.

Операционный менеджмент направлен на рационализацию организации производственных и иных процессов с целью максимального использования потенциальных возможностей организации по удовлетворению потребностей населения в производимой продукции (оказываемых услугах) и обеспечение конкурентоспособности организации. В его основе лежит количественный анализ, разработка и реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы и процессов управления. Сторонники этой концепции считают, что знание только науки управления является явно недостаточным условием для обеспечения эффективного менеджмента. Менеджер должен также обладать широкими знаниями в области социологии, психологии, математики, педагогики, экономики, статистики и других науках.

Концепция теории решений опирается на научные дисциплины математики и психологию. Сторонники этой концепции разработали большое число подходов к выявлению управленческих проблем и правильному и своевременному их решению.

Математический менеджмент предполагает широкое использование исследовательских математических моделей, концепций и символов в практике управления организацией. Современные компьютерные технологии позволяют успешно конструировать математические модели возрастающей сложности, в том числе и в сфере управления. Такие модели всё больше адаптируются к реальным условиям, а, следовательно, повышают точность проводимых исследований и в конечном итоге способствуют повышению эффективности управленческих процессов.