logo search
Книга ОМ

2. Становление и развитие теории и практики управления

Управленческая практика выделилась в особый вид деятельности одновременно с образованием социальных организаций. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, подтверждающие существование человеческих организаций в древности. Однако менеджмент как наука управления начал активно формироваться и развиваться лишь в эпоху капитализма.

В настоящее время существует несколько научных подходов, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки (рис. 2.1):

1. Подход с позиций выделения разных школ в управлении (школа научного управления (1885-1920гг.); классическая или административная школа в управлении (1920-1950гг.); школа человеческих отношений в управлении (1930-1950гг.); школа поведенческих наук (с 1950-х гг. по настоящее время); школа науки управления или количественный метод - с 1950-х гг. по настоящее время);

2. Процессный подход (1920г. по настоящее время);

3. Системный подход (1950-х гг. по настоящее время);

4. Ситуационный подход (с 1960-х гг. по настоящее время).

Представители каждого научного направления или школы полагали, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления всегда оказывалась сложнее, глубже и многограннее, чем соответствующая теоретическая мысль. Тем не менее, многие представители этих школ внесли неоценимый вклад в развитие науки управления.