1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
Этимология или происхождение термина «менеджмент» до сих пор с предельной точностью пока не установлена. На этот счёт у специалистов по истории менеджмента существуют различные мнения.
Считается, что английское слово «management» (менеджмент) происходит от корня латинского слова «manus» – рука, и в переводе на русский язык означает управление, организация, руководство.
Тем не менее, известный немецкий историк И. Шайд предложил свою версию происхождения слова «менеджмент», выводя его из итальянского слова «managgiare» - умение управлять лошадью.
Несмотря на различия в интерпретации данного термина, у них имеется общее сходство, определяющее специфику или искусство управления, в первом случае, людьми, а во втором – лошадьми. Это искусство заключается в умении манипулировать действиями людей или животных таким образом, чтобы они не чувствовали над собой никакого давления или насилия.
Главное в искусстве управления людьми состоит в умении заставить их добровольно подчиняться воле и указаниям руководителя. При этом подчиненные должны вести себя так, как будто действуют по своей инициативе. Принуждение методом «кнута и пряника», рукоприкладство не имеют ничего общего с менеджментом.
Аналогичным образом, грубое понукание непослушной лошади, удары её плетью с целью исполнения воли наездника не имеют ничего общего с искусством верховой езды.
В Древней Греции искусство управления называлось «кибернетикой» и означало управление кораблем. Порядок на греческих кораблях того времени, действительно, представлял собой образец организованной системы управления, которая отличалась четким разделением обязанностей между множеством исполнителей, высокой степенью согласованности и координацией деятельности. От кормчего (главного лица на корабле), матросов и купцов требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, они распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стиль и методы управления.
По существу, управление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового предприятия, образцом малого бизнеса [10].
Менеджмент тесным образом связан с предпринимательством. Предприниматель – это человек, являющийся частным собственником и владеющий определенным капиталом.
В период первоначального накопления капитала успех предпринимателя существенным образом зависел от размеров капитала, который он вкладывал в собственное дело, наличия квалифицированных работников, возможности использования современной для того времени техники и технологии, а в дальнейшем, от умения выгодно сбывать продукцию, обходить своих конкурентов, ловчить, учитывать психологию, мотивы и предпочтения потребителей продукции.
Когда фирма имеет небольшие размеры, предприниматель самостоятельно управляет ею. Но с ростом масштабов предприятия, расширением управленческих задач у предпринимателя возникает необходимость в привлечении к управленческой деятельности профессионального помощника-менеджера, который по своей сути является наемным работником, а не компаньоном предпринимателя. В его профессиональные обязанности входит искусство руководства людьми, заключающееся в умении эффективно мотивировать и заинтересовывать их для достижения целей организации.
По мнению американского социолога Энтони Джея слово «менеджер» в первоначальном смысле несло в себе оскорбительный оттенок, так как в эпоху зарождения классического капитализма менеджеров воспринимали не только как «заместителей», но и как «мальчиков на побегушках» у собственников предприятий. Э. Джей считает, что слово «менеджер» восходит с тех незапамятных времен, когда владельцы шахт и медеплавильных заводов не могли везде поспевать и осуществлять личный контроль за состоянием дел на своих предприятиях. Поэтому собственники нанимали себе помощников, руководивших, в основном, производственными делами в их отсутствии. При этом на менеджеров, которые в то время могли назначаться даже из рабочей среды, перекладывались самые трудные и неприятные задачи, выполнявшиеся до этого собственниками предприятий.
В настоящее время термин «менеджмент» часто ассоциируется с термином «управление». Это и не удивительно, так как русское слово «управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительным заместителем слова «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно, об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе организации, занимающейся производственной или коммерческой деятельностью.
Таким образом, термин «менеджмент» применим только к управлению социально-экономическими процессами на уровне деловой организации, действующей в условиях рынка. При этом если речь идёт о государственных органах различного уровня, в англоязычной версии обычно используется термин «public administration» – государственное управление.
Необходимо также подчеркнуть, что термин «менеджмент» часто соседствует с понятием бизнес, то есть с деятельностью, направленной на получение прибыли посредством производства и реализации той или иной продукции или оказания определенных услуг. Поэтому для обозначения сферы управления коммерческими или хозяйственными организациями, часто применяется термин business management (управление бизнесом).
В этой связи, в данном учебном пособии термин «управление» с определенной степенью условности будет использоваться в том же смысловом значении, что и термин «менеджмент».
Объектом менеджмента являются деловые организации, в основе которых лежит реализация «коммерческой идеи», а также решение социально значимых задач. Чтобы считаться организацией, она должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:
наличие в группе, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
наличие, по крайней мере, одной общей цели (желаемого конечного состояния или результата совместной деятельности), которую принимают все члены данной группы;
наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
При этом организации рассматриваются как сложные системы, которым свойственны следующие основные признаки:
множественность элементов (подсистем);
единство главной цели для всех элементов;
относительная самостоятельность всех элементов;
наличие связи между элементами;
целостность и единство элементов структуры;
четко выраженное управление.
Такого рода системы включают сложный комплекс технических, экономических и организационных элементов, весьма разнообразных по структуре и отличающихся различной мерой подвижности, восприимчивости и отзывчивости к управленческим воздействиям.
В упрощенном понимании менеджмент тесным образом связан с умением руководителей добиваться поставленных целей, используя труд, интеллектуальные способности и мотивы поведения других людей.
Понятие менеджмента как научной категории в современных условиях рассматривается на концептуальном и прикладном уровнях.
Как научная дисциплина «Менеджмент» представляет собой отрасль научных знаний, изучающих различные аспекты теории и практики управления организацией.
Наука менеджмента должна основываться на знании экономических законов общества, закономерностях развития общественного производства, учитывать их действие в процессе управления.
Цель науки менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное формирование систем и процессов управления, бесперебойный и планомерный ход производственно-хозяйственной деятельности организаций.
Основными задачами менеджмента как науки являются разработка, обоснование и уточнение общей и специфических концепций управления (основополагающих взглядов, идей, научных терминов или категорийного аппарата управления; законов, закономерностей и принципов управления; научных подходов, форм и методов управления и т.п.) в целях обеспечения эффективного функционирования систем управления производственных и коммерческих организаций.
Менеджмент как отрасль научных знаний постоянно развивается и имеет тесную взаимосвязь с фундаментальными и прикладными науками.
К фундаментальным наукам, непосредственно взаимодействующим и оказывающим большое влияние на формирование и развитие данной науки, относятся: экономические и гуманитарные науки; системология; естественно-физические науки; а также технические, биологические и геоописательные науки.
Важнейшими прикладными отраслями науки, тесно взаимосвязанными с рассматриваемой дисциплиной, являются кибернетика, теория исследований операций, системотехника, системный анализ и др.
В практическом аспекте менеджмент - это управленческая деятельность в сфере рыночного производства или коммерции, осуществляемая с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.
При этом важнейшей задачей практического менеджмента является организация производства товаров и оказания услуг с учетом потребительского спроса на основе имеющихся ресурсов организации.
К задачам менеджмента также относятся:
определение конкретных целей развития организации;
анализ внешних и внутренних факторов среды организации;
разработка и реализация стратегии развития организации;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
осуществление контроля за эффективной деятельностью организации и др.
Таким образом, менеджмент является важнейшей сферой деятельности организаций. Поэтому его постоянное совершенствование обусловлено объективной необходимостью развития общества.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- 1. Управление и менеджмент: общее и особенное
- 1.1. Сущность управления. Понятие о системе управления
- 1.2. Этимология и интерпретация менеджмента как научной категории
- 1.3. Диверсификация менеджмента
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2. Становление и развитие теории и практики управления
- 2.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 2.1.1. Формирование и развитие «донаучного» менеджмента
- 2.1.2. Зарождение и становление научного менеджмента
- 2.2. Классические школы в управлении
- 2.2.1. Школа научного управления
- 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
- 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
- 2.3. Неоклассические школы в управлении
- 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
- 2.3.2. Школа поведенческих наук
- 2.4. Современные концепции менеджмента
- 2.4.1. Процессный подход
- 2.4.2. Системный подход
- 2.4.3. Ситуационный подход
- 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
- 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
- 2.5.1. Американская модель менеджмента
- 2.5.2. Японская модель менеджмента
- 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
- 2.6. Развитие теории и практики управления в России
- Контрольные вопросы к главе 2
- 3. Методологические основы менеджмента
- 3.1. Законы и закономерности менеджмента
- 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
- 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
- 3.2. Принципы менеджмента
- 3.3. Методы управления
- 3.2. Классификация методов управления
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Организация как объект менеджмента
- 4.1. Организация как управляемая система
- 4.2. Характеристика среды организации
- 4.3. Типология структур управления организацией
- 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
- 4.3.2. Типовые организационные структуры
- 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Менеджер как субъект управления
- 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
- 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
- 5.3. Самоменеджмент
- 5.3.1. Функции самоменеджмента
- 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Технология менеджмента
- 6.1. Общефункциональный подход к управлению
- 6.2. Решение – универсальная функция управления
- 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
- 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
- 6.2.3. Методы принятия решений
- 6.3. Коммуникации в управлении
- 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
- 6.3.2. Коммуникационные сети
- 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
- 6.4. Прогнозирование
- 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
- 6.4.2. Методы прогнозирования
- 6.5. Планирование
- 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
- 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
- Миссия организации
- Цели организации
- 6.5.3. Виды и классификация стратегий
- 6.5.4. Стратегическое планирование
- Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
- Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
- Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
- Четвертый этап: разработка стратегии организации
- 6.5.5. Тактическое планирование
- Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
- Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
- Раздел 3. Продукция/ услуги.
- Раздел 4. Рынок и маркетинг.
- Раздел 5. План маркетинга.
- Раздел 6. Производственная деятельность.
- Раздел 7. Управление и права собственности.
- Раздел 8. План финансирования.
- Раздел 9. Риски и их учет.
- 6.6. Организация как процесс управления
- 6.7. Координация
- 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
- 6.7.2. Методы координационной деятельности
- 6.8. Мотивация
- 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
- 6.8.2. Современные теории мотивации
- 6.8.3. Содержание процесса мотивации
- 6.9. Контроль
- 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
- 6.9.2. Содержание процесса контроля
- 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Групповая динамика и руководство
- 7.1. Формальные и неформальные группы
- 7.2. Власть и влияние
- 7.3. Лидерство и стиль управления
- 7.3.1. Природа лидерства
- 7.3.2. Теория лидерских качеств
- 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
- 1,9 9,9
- Организационное управление
- 1,1 9,1
- 1,1 9,1
- 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
- 7.4. Управление организационными изменениями
- 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
- 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
- 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
- 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
- 7.5. Управление конфликтами и стрессами
- 7.5.1. Конфликты в управлении
- 7.5.2. Управление стрессами
- 7.6. Развитие организационной культуры
- 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
- 7.6.2. Управление организационной культурой
- Контрольные вопросы к главе 7
- 8. Этика менеджмента
- 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
- 8.2. Стиль и манеры делового человека
- 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
- 8.4. Правила делового общения
- 8.4.1. Деловая беседа
- 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
- 8.4.3. Публичные выступления
- 8.4.4. Служебные совещания
- 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
- 8.5. Требования этикета к служебному помещению
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Эффективность менеджмента
- 9.1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента
- 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
- 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
- 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Современные тенденции развития менеджмента
- 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
- 10.2 Организационные структуры будущего
- Контрольные вопросы к главе 10
- Список литературы