logo search
Бажин ЛОГИСТИКА

6.7. Логистические системы

сбора и распределения грузов

Транспортное обслуживание потребителей согласно логистической концепции основывается на рациональных маршрутах перевозки и составления расписания доставки продукции потребителям, т. е. на маршрутизации перево­зок. Маршрутизация перевозок — способ организации пере­возок грузов с предприятий оптовой торговли, основанный

144

на формировании рациональных направлений и последо­вательности доставки по расписанию получателям грузов. В частности, при автомобильных перевозках создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество и тип транспортных средств, осуществ­ляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, а также ускоря­ет оборот подвижного состава. При создании маршрутов и соблюдении сроков поставки запасы у потребителей могут сокращаться в 1,5—2 раза.

Для создания систем сбора и распределения грузов транспорт должен удовлетворять ряду требований. Прежде всего, он должен иметь достаточно гибкий маршрут, что­бы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке; гаран­тировать частую и круглосуточную доставку грузов в раз­бросанные и отдаленные пункты; надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприя­тий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелко­серийного производства (продажи малых количеств).

Основными организационными структурами, отвечаю­щими вышеуказанным требованиям, стали региональные транспортные компании по сбору и распределению гру­зов, обеспечивающие перевозки на небольшие расстояния к торговой зоне. Такие компании обычно занимаются пе­ревозкой грузов малыми партиями и дают экономию зат­рат за счет использования собственного терминала по сбору и распределению грузов вместо распределительно­го центра промышленной фирмы, обслуживающего неко­торый регион и несущего большие расходы по содержанию запасов. На пунктах сбора региональных транспортных компаний грузы хранятся один-два дня, а затем комплек­туются и поставляются заказчику через 1—2 дня. Обычно операции транспортной организации по сбору и распре­делению грузов сокращают продолжительность доставки малых партий груза от поставщика к заказчику на 25—50 %

145

6. Транспортном логистика

и более в зависимости от конфигурации обслуживаемой сети. Новые услуги функционирования транспортных орга­низаций предоставляют клиентуре возможность осуществлять контроль и проявлять гибкость для быстрой перестройки каналов распределения. В реальном масштабе времени заказчики могут изменять объем и сроки поставок, мар­шруты следования, размер партий грузов, подлежащих сдаче, или транзитных услуг.

Еще одним прогрессивным способом сбора и распре­деления грузов являются смешанные контейнерные желез­нодорожные перевозки во внутреннем и международном сообщении, осуществляемые на большие расстояния по системе «Точно в срок», а также межрегиональные пере­возки грузов, выполняемые автотранспортными компания­ми между принадлежащими им региональными пунктами, которые обычно отстоят один от другого на 850 и более километров.

Фирма «Американ президент лайнс» совместно с дру­гими железными дорогами перевозит контейнеры от пор­тов западного до портов восточного побережья США. С помощью специально оборудованных железнодорожных вагонов и быстрого выполнения погрузочно-разгрузочных работ контейнеры могут доставлять за 7 суток. При транс­портировке только морским путем на это уходило 15—17 суток. С учетом расходов на перегрузку контейнеров с суд­на на железную дорогу и обратно и затрат на создание специальных небольших причалов данный способ транс­портировки дает не только выигрыш во времени, но и об­ходится намного дешевле, что в конечном итоге приводит к сокращению запасов товарно-материальных ценностей и организации контейнерных перевозок по конкурентоспо­собным тарифам. К недостаткам смешанных железнодорож-но-морских перевозок контейнеров относятся проблема двойной ответственности за груз и ограниченные возмож­ности осуществлять транспортировку данным способом в условиях отсутствия свободной территории в портах.

Автотранспортные компании, выполняющие межрегио­нальные перевозки грузов укрупненными партиями при полном использовании грузоподъемности собственных 146