logo
Бажин ЛОГИСТИКА

I .3. Факторы развития логистики

В западных странах около 93 % времени движения то­вара от источника сырья до конечного потребителя при­ходится на его прохождение по различным каналам снабжения, сбыта и, главным образом, на хранение. Соб­ственно производство товаров занимает лишь 2 % суммар­ного времени, а внешняя транспортировка — 5 %.

В этих же странах доля производства валового внутрен­него продукта отраслями, осуществляющими товародвиже­ние, составляет около 20 %. При этом в структуре расходов этих отраслей на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится пример­но 44 %, на складирование и экспедирование — 16 %, ма­гистральные и технологические перевозки грузов — соответственно 23 и 9 %. Оставшиеся 8 % приходятся на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.

Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на нацио­нальных рынках. Затраты на мировых рынках составляют 25—35 % стоимости продаж экспортно-импортной продук­ции по сравнению с 8—10 % стоимости товаров, предназна­ченных для потребления на внутреннем рынке.

Помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, разви­тие логистики также было обусловлено:

Значительное воздействие на развитие логистики ока­зал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопро­вождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в допере-ходный период решение о выпуске продукции предшество­вало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка первостепенную важность приобрело формирова-

15

/. Понятийный аппарат логистики