logo
Бажин ЛОГИСТИКА

9.5. Case-технологии в логистическом менеджменте

областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, организация и реорганизация технологических процессов, управление качеством. Это ведет к тому, что моделирование бизнес-процессов все чаще рассматривается как еще один аспект управления бизнесом. Эффективны­ми средствами такого управления являются CASE-системы (Computer Aided Software Engineering — Компьютерная под­держка программного обеспечения инжиниринга).

Поясним ключевые моменты описания бизнес-процес­сов на простом примере обработки заказов. Для начала изложим общий сценарий этого процесса.

Допустим, потребитель хочет заказать изготовителю не­сколько изделий. На основе информации о клиенте и из­делиях изучается вопрос о технических возможностях и экономической целесообразности изготовления данных из­делий. После поступления заказа у поставщика приобрета­ются необходимые материалы. После получения материалов и последующего планирования заказа предприятие изготав­ливает изделия в соответствии с графиком работ и отправ­ляет их клиенту вместе с надлежащей документацией.

На рис.31 представлены субъекты ответственности (организационные единицы), участвующие в рассматривае­мом бизнес-процессе, причем для каждого из них пока­зан выход, а также взаимосвязи (отношения) в виде контекстных диаграмм или диаграмм взаимодействия. Пос­ледовательность выполнения процессов здесь не отраже­на, тем не менее можно получить исходное представление о структуре бизнес-процесса. В сложных процессах нес­метное множество обменов между различными деловыми партнерами подчас может привести в замешательство. Помимо различных взаимодействий, сюда можно ввести функции субъектов ответственности. На диаграмме это сделано лишь в нескольких узлах.

Диаграммы взаимодействия широко применяются в теории бизнеса. Представленная на рис.31 диаграмма по сути является организационным потоком рассматриваемо­го бизнес-процесса. Организационный поток отражает вза­имодействие организационных единиц, обеспечивающих осуществление данного бизнес-процесса.

Рис.31. Диаграмма взаимодействия в бизнес-процессе «обработка заказа»

Кроме организационного потока, бизнес-процесс со­провождают функциональный, выходной и информацион­ный потоки.

Функциональный поток описывает тот же бизнес-про­цесс при помощи подлежащих выполнению функций с указанием их последовательности. Главная роль здесь от­водится не субъектам ответственности, как это было на ди­аграмме взаимодействия организационных единиц, а динамичной последовательности функций. Функциональ­ные потоки представляют собой последовательности вы­полнения функций для создания выхода и, таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс.

Поток выходов определяет главное содержание бизнес-процесса. Цель любого бизнес-процесса состоит в созда­нии выхода для получения вознаграждения в виде другого выхода. В нашем примере выходом производителя явля­ется выполнение заказа клиента, а вознаграждением — получение денежных средств, хотя в процессе производства создается также промежуточный выход, возникающий в ре­зультате выполнения функций.

Понятие «выход» весьма неоднозначно. В наиболее об­щем смысле выход в бизнесе есть результат производствен-

222

223