logo
Бажин ЛОГИСТИКА

9. Организация логистического управления

  1. Основные функции и формы организации логистического управления 198

  2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками 206

  3. Контроллинг в логистических системах 212

  4. Экономические методы государственного регулирования 214

9.5. CASE-технологаи в логистическом менеджменте 21 7

Контрольные вопросы 231

Глоссарий 232

Литература 239

4

ВВЕДЕНИЕ

В связи со становлением рыночных отношений на постсовет­ском пространстве в 1990-е годы появилось и стало активно раз­виваться новое научно-практическое направление — логистика. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потреб­ностями развития экономики и бизнеса. Ранее усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каж­дой единицы продукции. В настоящее время, когда предложе­ние повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.

Обусловленность развития логистики определяется следующими основными тенденциями трансформации экономических систем.

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом то­ варных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предпо­ лагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставку продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности производства. Стано­ вится все труднее достигнуть существенного снижения производ­ ственных затрат, поскольку с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокраще­ ния издержек фирмы.

3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина — у оп­товых торговцев и производителей. Методы управления запаса­ми способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10 % у розничных про­давцов и 90 % у дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедре­ния концепции маркетинга (предоставление каждому потребите­лю той продукции, которая ему необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое управление свя­зано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого по­требителя; размера каждого заказа; местоположения средств про­изводства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания; место­положения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий по­зволяет осуществить на практике концепцию логистики.

6. Рост использования компьютеров поставщиками (продав­цами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе та­кого анализа можно достаточно точно определить уровень обслу­живания, предоставляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модерни­зации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки мате­риальных ресурсов «Точно в срок», что предъявляет очень вы­сокие требования к поставщикам.

Цели логистики. Цель системы физического распределения сос­тоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой про­дукции от места производства к месту потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя. Целью управления материальными ресурсами, которое призвано обслуживать внутрифирменные материальные потоки, является эффективное удовлетворение потребностей фирмы в сырье, мате­риалах, полуфабрикатах и т.п. Цели логистики связаны с коорди­нацией физического распределения и управления материальными ресурсами для снижения затрат или улучшения обслуживания потребителя. Чтобы достигнуть этих целей, менеджер по логис­тике использует три взаимосвязанных концепции системного подхода — общих затрат, предотвращения лодоптимизации и фи­нансовых обменов.

Концепция общих затрат. В данной концепции функции ло­гистики рассматриваются в целом, а не каждая в отдельности. К логистике относят следующие функции: перевозка продукции; складирование запасов; оптимизация размещения запасов и по­ставщиков; контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочно-разгрузочные работы; обслуживание ин­формационных потоков и т.п. Сутью концепции общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляе­мые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслужи­вания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым — уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении 6

альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.

Концепция предотвращения подоптимизации. Подолтимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов. Примеров подоптимизации в бизнесе достаточно много. Тем не менее возрастает понимание того, что эффективность отдельной функции, исследуемой изолированно, может отличаться от эф­фективности функции как части общего логистического процес­са. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций, чтобы система в целом достигла оптимального баланса «стоимость/эффективность». Например, низкий тариф за перевозку тонны груза может оказаться неприемлемым для системы в целом, если перемещение грузов осуществляется в ущерб скорости и, особенно, надежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоя­щей упаковки. Рассмотрим примеры.

Пример 1. Заведующий складом фирмы принимает решение не оплачивать складским рабочим сверхурочное время для по­грузки транспортных средств. Это решение направлено на сни­жение складских издержек, но может повлечь за собой рост общих затрат фирмы, потому что приводит к срыву графика по­ставок.

Пример 2. Отдел производства стремится минимизировать себестоимость единицы продукции. Для этого менеджер произ­водства планирует организовать крупносерийное производство. С организацией последнего действительно снижается себестои­мость единицы продукции, но возникает избыточный запас.

Концепция финансовых обменов. Вследствие замены функций распределения одни затраты увеличиваются, а другие — умень­шаются. Результатом должно быть уменьшение общих затрат.

Пример 3. Стремясь обеспечить высокий уровень обслужи­вания потребителей, компания Gillette начала использовать воз­душный транспорт. После исследования системы распределения было выявлено, что проблема заключалась в медленной обработ­ке заказов. Упрощение используемой документации позволило сократить время обработки заказов. Gillette возобновила исполь­зование относительно более дешевого автомобильного транспор­та при сохранении достигнутого уровня выполнения графиков поставки. В результате относительного увеличения затрат на об­работку заказов и сокращения затрат на перевозку общие зат­раты распределения уменьшились.

Основные аспекты логистики, объединенные в процессе при­нятия управленческих решений, и образуют логистическую кон­цепцию. Эта концепция уникальна не из-за выполняемых функций, так как каждая функция (перемещение продукции,

складирование запасов и т. п.), рассматриваемая в отдельности или наряду с другими функциями, по сути дела не меняется. Уникальность логистики состоит в интеграции всех этих функций в единое целое, в стремлении минимизировать общие затраты рас­пределения для требуемого уровня обслуживания потребителя.

Еще в СССР был накоплен ценный опыт разработки комп­лексных целевых программ постановки и моделирования локальных и глобальных задач, относящихся к прерогативе мак­рологистики, в частности задач оптимального управления отраслями и регионами страны, закрепления потребителей за поставщиками, ассортиментной загрузки производства, размещения и оптималь­ной дислокации крупных складских комплексов и управления многономенклатурными запасами, комплексного использования различных видов транспорта в транспортных узлах и др. Широ­ко известны за рубежом работы советских ученых в области сис­темного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теорети­ческую базу современной логистики.

В условиях переходной экономики необходимо переосмыс­ление научно-теоретических и практических разработок отечест­венных ученых, а также использование зарубежного опыта формирования логистических систем. Логистический подход требует новой методологии, методов и моделей описания объек­тов управления и принятия управленческих решений, учитыва­ющих специфику рыночных преобразований в стране.

Понятийный аппарат логистики