logo
Бажин ЛОГИСТИКА

7.8. Грузовая единица — элемент логистики

Одним из ключевых понятий логистики является по­нятие грузовой единицы. Грузовая единица — некоторое количество продукции, которое погружают, транспортиру­ют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица — это тот элемент логистики, кото­рый своими параметрами связывает технологические про­цессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производст­венных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие: размеры грузовой единицы; способ­ность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логис­тических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффектив­но использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения матери­ального потока.

В качестве основания, или платформы, для формиро­вания грузовой единицы используются стандартные под­доны размером 1200x800 и 1200x1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно ра­ционально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

Логистический процесс протекает на разнообразной материально-технической базе. Чтобы ее унифицировать, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет 166

собой прямоугольник со сторонами 600x400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади гру­зовой платформы транспортного средства, на рабочей по­верхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоничное соответствие размеры материально-техничес­кой базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья вплоть до конеч­ного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая сис­тема унифицированных размеров транспортной тары. Прин­цип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, ко­торые определяют наружные и внутренние размеры транс­портной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис.18.

а) тара прямоугольного сечения