logo
Бажин ЛОГИСТИКА

7.5. Количество складов

и размещение складской сети

Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регио­нами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его ре­шении приходится преодолевать значительные трудности.

Наиболее распространены два варианта размещения складской сети — централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное — рассре­доточение ряда складов в различных регионах сбыта. Ес­тественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их ра­циональной организацией, спросом на рынке сбыта, раз­мерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, расположением поставщиков и покупателей относительно друг друга, особенностями коммуникационных связей и т.д.

Задача размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая задача, — оптимизаци­онная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация свя­заны со значительными капиталовложениями, а с другой — нужно обеспечить наряду с повышением уровня обслу­живания потребителей сокращение издержек обращения в зависимости от приближения к своим клиентам. На рис.17 представлена зависимость затрат от увеличения ко­личества складов в логистической системе сбыта. При уве­личении числа складов в системе транспортные затраты и стоимость упущенной выгоды от продаж уменьшаются, но в то же время происходит одновременное увеличение сто­имости запасов и расходов на хранение.

161