logo
Бажин ЛОГИСТИКА

9.4. Экономические методы государственного регулирования

В нашей стране в новых экономических условиях не по­лучила развития координация материалопотоков, снизилась роль экономически рациональных схем перевозок. В ре­зультате существенно возросли объемы встречных, излиш­не дальних перевозок и повторных складских перевалок продукции. Например, дальность перевозок железнодорож-

214

ным транспортом увеличилась по каменному углю, по лес­ным грузам, строительным материалам и иным грузам в среднем на 10 %.

Координация и регулирование материалопотоков ста­новятся важнейшей составляющей экономической поли­тики. Экономические методы воздействия государства на процессы товародвижения должны представлять собой в целом систему финансовых мер по рационализации этих процессов и сокращению связанных с ними затрат. Такая система предусматривает:

Многие нерациональные перевозки допускаются по вине транспортных организаций в результате стремления к получению дополнительных выплат по действующим тарифам. Поэтому необходимо с учетом сложившейся кон­фигурации транспортной сети использовать финансовые санкции для соблюдения рациональных схем перевозок, объективно обоснованных и утвержденных межведом­ственными органами управления.

При осуществлении перевозок с регулярным наруше­нием предусмотренных в схемах нормативов могут быть применены следующие санкции: уплата транспортными предприятиями специальных штрафов за сверхприбыль, полученную по тарифам за указанные перевозки; отчис­ления в бюджет всей или большей части финансовой вы­ручки за эти перевозки и др.

Целесообразно восстановить и широко использовать практику применения поощрительных транспортных тари-

215