logo search
WinRAR ZIP archive / УМК_061100 / Ред

Тема 9.Структура бытового обслуживания с учётом природных и социальных факторов.

Потребности человека и их обслуживание. Единство производства и человеческих потребностей. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Единство производства и человеческих потребностей.

  2. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности.

  3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

Литература:

  1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006.

  2. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2002.

  3. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник, 2004.

  4. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

  5. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.] ; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб. : Питер, 2002.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Концепция потребностей в античной философии.

  2. Концепция человека и его потребностей в средневековой христианской идеологии и в гуманистическом мировоззрении эпохи Возрождения.

  3. Проблема природы человека и его потребностей в европейской философии 18-19 веков (Гольбах, Гегель, Маркс).

  4. Понимание человека как микрокосма, универсального существа (Древняя Греция, Возрождение, Гегель, Фейербах, Маркс).

  5. Проблема человека во фрейдизме и в экзистенциализме: сравнительный анализ.

  6. Концепция человека в марксизме и в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.

  7. Концепция человека и биология.

  8. Человек как высшая ступень развития материи: современные философские учения о человеке.

  9. Взаимосвязь биологического и социального в обществе.

  10. Рутинные и творческие потребности в современном обществе.

  11. Система ценностей и ее влияние на потребности.

  12. Формирование системы ценностей и ее влияние на психологию юношей и девушек (Крайг Г. «Психология развития» и др. работы).

  13. Взаимосвязь способностей и потребностей в концепциях философии и психологии.

  14. Взаимодействие материальных и духовных потребностей.

  15. Дискуссия о потребностях цивилизации, пределах их роста и удовлетворения.

  16. Место потребностей в экономике: история и современные проблемы.

  17. Исторические типы потребления.

  18. Особенности развития потребления в России.

  19. Потребность как внутренний побудитель активности человека (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы).

  20. Потребность в общении и ее мотивация.

  21. Потребность в любви и современное общество (Э. Фромм. Искусство любви).

  22. Способности и потребности. Особенности развития потребностей у самоактуализаторов (по А. Маслоу).

  23. Удовлетворение потребностей и отклоняющееся (девиантное) поведение.

  24. Основные потребности потребителей товаров и услуг и методы их удовлетворения.

  25. Сервисная деятельность как составная часть экономики.

  26. Сервисная деятельность и культура удовлетворения потребностей.

  27. Особенности современного сервиса.

  28. Личностные и региональные особенности потребителей.

  29. Индивидуальные стили потребительского поведения.

  30. Пределы общественного воздействия на потребности индивида.

  31. Влияние атмосферы в семье на формирование и удовлетворение потребностей.

  32. Место неразумных потребностей в жизни индивида (исторический или современный, географический или национально-этнический аспект).

  33. Система потребностей студенческого коллектива, их динамика.

  34. Манипулирование потребностями в современной рекламе.

  35. Взаимодействие культуры индивидуального потребления и культуры сервиса.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Природное и социальное в человеке.

  2. Личность и общество.

  3. Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

  4. Общечеловеческие ценности в жизни личности.

  5. Личность в системе социальных целостных ориентаций.

  6. Социально-групповые личности. Эмоциональный мир личности.

  7. Межличностные отношения. Любовь и дружба.

  8. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления.

  9. Что такое смысл жизни. Объективная необходимость и свобода личности.

  10. Индивидуальность личности. Эмоциональный мир личности.

  11. Формирование личности и развитие её способностей.

  12. Самореализация человека.

  13. Призвание и признание, забвение и бессмертие.

  14. Понятие души человека в философии и религии.

  15. Значение деятельности в жизни человека.

  16. Мотивационная обусловленность деятельности.

  17. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека.

  18. Бессмертие человека: иллюзия или реальность.

  19. Роль идеала в жизни человека.

  20. Потребности человека. Понятие потребностей, их классификация.

  21. Этапы формирования и функции потребностей: классический и неклассический период.

  22. Соотношение низших и высших потребностей человека.

  23. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества.

  24. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей.

  25. Потребность и мотивация деятельности человека.

  26. Деятельность человека и её последствия.

  27. Духовные потребности человека.

  28. Единство производства и потребностей человека.

  29. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности человека.

  30. Феномен идей В. Н. Вернадского.

  31. Экологический реализм конца XXвека.

  32. Пути поддержания экологической безопасности человечества.

  33. Современные направления глобальной и социальной экологии.

  34. Соотношение глобальной, социальной экологии и космической антропоэкологии.

  35. Эмоции и потребности.

  36. Проблема смысла жизни в философии и религии.

  37. Бездуховное существование человека и его последствия.

  38. Свобода и ответственность человека.

  39. Потребность людей в политической стабильности в обществе.

  40. Социоприродные измерения человека.

  41. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

  42. Творчество как потребность и вид деятельности.

  43. Духовно-культурная деятельность человека.

  44. Деятельность и способность к саморазвитию.

  45. Эстетическое познание и эстетическое познание и эстетическая деятельность.

  46. Деятельность как самоактулизация.

  47. Витальные потребности человека.

  48. Социальные потребности человека.

  49. Потребности человека и общественные интересы.

  50. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества.

  51. Социализация и образование.

  52. Образовательные потребности человека и их реализация в России.

  53. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека.

  54. Потребности человека в безопасности и социальной защите.

  55. Потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов.

  56. Потребности в качественном обслуживании населения.

  57. Структура сервисного обслуживания.

  58. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса.

  59. Понятие услуги. Характеристика и структура основных услуг.

  60. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.

  2. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.

  3. Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности / М. В. Удальцова. – Новосибирск : Сибирское соглашение, 2002.

  4. Человек и его потребности : учеб. пособие / под ред. Р. А. Костина, А. В. Фролова. - СПб. : СПбГУСЭ, 2007.

Дополнительная:

  1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006.

  2. Алексеенко, В. В. Биосфера и жизнедеятельность : учеб. пособие / В. В. Алексеенко. – М. : Логос, 2002.

  3. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М. : Академкнига, 2002.

  4. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник, 2004.

  5. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности : метод. указ. по изучению курса / А. Д. Григорьев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

  6. Обуховский, К. Галактика потребностей : Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб. : Речь, 2003.

  7. Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романович. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006.

  8. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.] ; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб. : Питер, 2002.

  9. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.

Составитель: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.и.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.