logo
WinRAR ZIP archive / УМК_061100 / Ред

Тема 9.Тенденции развития стратегического менеджмента

Сравнительный анализ основных теорий стратегического менеджмента. Сочетание аналитических и творческих подходов. Основные проблемы стратегического управления на современном этапе. Фактор неопределенности в стратегическом управлении. Нематериальные активы как источник конкурентных преимуществ. Конкурентные стратегии, основанные на использовании нематериальных ресурсов (время, знания, инновация, всеобщее управление качеством). Массовое производство на заказ (по индивидуальным запросам покупателей). Влияние глобализации экономики и внедрения систем автоматизации и информатизации на характер конкурентной борьбы. Стратегическое управление в постиндустриальном обществе.

Практическое занятие:

Проведение сравнительного анализа основных теорий стратегического менеджмента.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

  1. Порядок разработки и проектирования бизнес–стратегии.

  2. Порядок разработки и проектирования стратегии социального развития коллектива.

  3. Порядок разработки и проектирования стратегии достижения конкурентных преимуществ.

  4. Порядок разработки и проектирования стратегии ресурсосбережения.

  5. Стратегический менеджмент и проблема риска.

  6. Стратегический маркетинг.

  7. Инновационная стратегия организации.

  8. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации.

  9. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

  10. Проблема эффективности стратегического менеджмента организации. Конкурентные стратегии.

  11. Корпоративные стратегии: использование матричного метода для выбора стратегий.

  12. Стратегии роста и развития организации (на основе интеграции и диверси­фикации).

  13. Взаимосвязь стратегического и тактического планирования в организации.

  14. Функциональные стратегии – производственные стратегии.

  15. Функциональные стратегии – маркетинговые стратегии.

  16. Функциональные стратегии – информационные стратегии.

  17. Концепция стратегического предпринимательства.

  18. Влияние глобализации экономики на разработку стратегий организации.

  19. Влияние информатизации мирового сообщества на разработку стратегий организации

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Миссия организаций и её роль в стратегическом управлении.

  2. Формирование стратегических целей и задач (на основе системного подхода)

  3. Анализ внешней среды – среды непосредственного воздействия. Модель пяти сил конкуренции (по М.Портеру).

  4. Внутренняя среда организации. Использование ресурсной теории.

  5. Модель конкурентного анализа М. Портера. Элементы структуры отрасли.

  6. Генерические стратегии М. Портера.

  7. Генерические, стратегические группы. Выбор стратегии.

  8. Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования. Системно-ситуационный анализ внутренней внешней среды организации (SWOT-анализ).

  9. Конкурентоспособность, конкурентные преимущества ключевые факторы успеха. Цепочка ценностей.

  10. Стратегия минимизации издержек.

  11. Стратегия дифференциации.

  12. Стратегия фокусирования.

  13. Стратегия концентрированного роста. Сущность матрицы «Товар рынок».

  14. Стратегия вертикальной интеграции.

  15. Стратегии диверсификации.

  16. Функциональные маркетинговые стратегии.

  17. Функциональные стратегии – стратегии управления персоналом.

  18. Конкурентные стратегии – стратегии наступления, обороны и наступления.

  19. Выбор корпоративной стратегии на основе матрицы «Рост рынка/для рынка».

  20. Выбор корпоративной стратегии на основе матрицы «Привлекательность отрасли/конкурентоспособность».

  21. Стратегии организации в новой отрасли.

  22. Стратегии организации в зрелой отрасли.

  23. Стратегии организации в отрасли, переживающей спад.

  24. Преимущества и риски стратегий лидерства.

  25. Основные этапы и методы формирования стратегии организации.

  26. Сущность стратегического маркетинга.

  27. Концепция стратегического предпринимательства.

  28. Школа дизайна.

  29. Школа планирования.

  30. Школа позиционирования.

  31. Школа предпринимательства.

  32. Школа познания.

  33. Школа обучения.

  34. Школа власти.

  35. Школа культуры.

  36. Школа внешней среды.

  37. Школа конфигурации.

  38. Стратегия. Основные понятия.

  39. Принципы стратегического управления.

  40. Разделение школ стратегического управления и стратегический процесс.

  41. Основоположники теории и стратегического управления, их вклад в стратегическое управление.

  42. Второй этап развития теории стратегического управления.

  43. Современный этап развития теории стратегического управления.

  44. Стратегический контроль. Ошибки стратегического планирования.

  45. Исходные положения и достижения стратегического планирования.

  46. Исходные положения школы позиционирования и ее достижения.

  47. Модель конкурентного анализа М. Портера. Элементы структуры отрасли.

  48. Генерические стратегии М. Портера.

  49. Генерические, стратегические группы. Выбор стратегии.

  50. Матрица «Рост рынка – доля рынка». Портфельный анализ. Кривая опыта.

  51. Стратегический маркетинг (Товарные стратегии).

  52. Методы прогнозирования. И их роль в стратегическом управлении.

  53. Роль экономико-математических методов в стратегическом управлении.

  54. Преимущества в навыках, ресурсах, позиционное превосходство. Способности фирмы.

  55. Стратегические альянсы и сети.

  56. Родственная диверсификация. Экономия на масштабах и использование ключевых компетенций.

  57. Стратегия всеобщего управления качеством.

  58. Стратегия управления персоналом.

  59. Стратегия внешнеэкономической деятельности.

  60. Глобализация рынков товаров, капитала, человеческих ресурсов, информации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент / В.А. Баринов, В.Л. Харченко.-М. : ИНФРА-М, 2006.

  2. Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент : учебник / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. – М. : ИНФРА-М, 2007.

  3. Круглова, Н. Ю. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. – М. : РДЛ, 2003.

  4. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент : курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2007.

  5. Панов, А. И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / А. И. Панов, И. О. Коробейников. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Дополнительная:

  1. Гаврильчак, И. Н. Стратегический менеджмент : метод. указ. по выполнению контрольной работы / И. Н. Гаврильчак, С. М. Дудко, Е. Е. Шарафанова. - СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

  2. Гапоненко, А. А. Стратегическое управление : учебник / А. А. Гапоненко. – М. : Омега-Л, 2004.

  3. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л. Г. Зайцев. – М. : Экономистъ, 2004.

  4. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика : учеб. пособие / А. Т. Зуб. – М. : Аспект-пресс, 2006.

  5. Круглова, Н. Ю. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. – М. : РДЛ,

2003.

  1. Масленченков, Ю. С. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы : учеб. пособие / Ю. С. Масленченков. – М. : 2005.

  2. Петров, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник / А. Н. Петров. – СПб : Питер, 2006.

  3. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / А. А. Томпсон. – СПб. : Вильямс, 2003.

Периодические издания:

  1. Менеджмент сегодня : журнал.

  2. Проблемы управления : журнал.

  3. Российская экономика: прогнозы и тенденции : журнал.

  4. Российский журнал менеджмента : журнал.

  5. Секрет фирмы : журнал.

  6. Современное управление : журнал.

  7. Экономические стратегии – системы менеджмента качества : журнал.

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» И.В. Соболева.

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» Г.Д. Дроздов.