logo search
Бажин ЛОГИСТИКА

1.3. Факторы развития логистики

ние производственных программ в зависимости от объе­мов и структуры рыночного спроса.

Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции потребовало от фирм — изготовите­лей продукции адекватной реакции на эти условия, резуль­татом чего стало повышение качества обслуживания, и, прежде всего, сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного фафика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования пред­приятия на современном рынке.

Усложнилась реализация товаров при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относи­тельно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге об­разовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации суще­ствовавших схем организации в сфере снабжения и сбыта.

Активно развернулись работы по оптимизации отдель­ных направлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению опти­мальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

Замена традиционных конвейеров автоматами с мик­ропроцессорами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких автоматизированных произ­водственных систем, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий перестраивать свою работу с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность.

В свою очередь, работа по принципу «малыми партия­ми» повлекла соответствующие изменения в системе обес­печения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость в больших складских

16

емкостях на предприятиях и возникла потребность в транс­портировке фузов небольшими партиями, но в более жест­кие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.

Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В со­ответствии с первой проблема товародвижения стала рас­сматриваться как комплексная, что, кроме прочего, означало: удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо одну из сторон дея­тельности интересующей нас сферы. Важнейшее требова­ние теории систем заключается в обязательном анализе всех составляющих процесса товародвижения, их внутрен­них и внешних взаимосвязей.

Урегулирование взаимоотношений в рамках логисти­ки стало возможным с помощью теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, балансирующий систему в целом. Применительно к товародвижению вы­бирают решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной при­были, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подраз­делений фирмы. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенса­ции дополнительных затрат за счет получения внеотрасле-вого эффекта. Например, возросшие расходы транспорта в связи с переходом на перевозки фузов мелкими партиями покрываются повышением тарифов, на которое соглашается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта (минимизацию запасов).

Важную роль в создании объективных возможностей Для развития логистики сыграл технический професс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить отслеживание всех основных и вспомогательных процессов товародвижения. Автомати­ческая система контроля четко следит за наличием полу­фабрикатов и выпуском готовой продукции, состоянием производственных запасов, объемом поставок материалов

17

/. Понятийный аппарат логистики

и комплектующих деталей, степенью выполнения заказов, местом нахождения грузов на пути от производителя к потребителю.

С помощью компьютерной логистики на протяжении всей цепи обслуживания анализируется деятельность фир­мы и оценивается ее положение по сравнению с конку­рентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для которого состав­ляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих инфор­мационных потоков. Информационные системы обеспечи­вают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами. Немаловажную роль играет компьютеризация операций, связанных с оформлением счетов. Скорость и точность таких операций влияет на часть баланса фирм, отражающего движение наличных средств, а в итоге по­зитивно воздействует на оборот капитала.

В конце 70-х — середине 80-х годов были предприня­ты меры по регулированию международного товародвиже­ния с целью упростить, минимизировать или устранить следующие факторы, усложняющие прохождение товаро-потоков: различия в национальных стандартах на продук­цию; большие расстояния в области передачи информации и перевозок; чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовы­ми расчетами по ним; наличие импортных квот и экспорт­ных ограничений; весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов; разнообразие в технических па­раметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

Как правило, эти меры касались таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, внедрения в практику новых технологий пере­возок (например, перевозок грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу). В ре­зультате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышены точность их доставки и сохранность, уменьше­ны запасы материальных ценностей на приграничных тер­миналах.

18