logo search
Бажин ЛОГИСТИКА

6.4. Транспортные характеристики и маркировка грузов

■ ru I .«питлм»

обеспечить сохранность перевозимой продукции, эконо­мить тару и упаковку, исключить перегрузку грузов от склада отправителя до склада получателя, ускорить оборачивае­мость материальных ресурсов. Для различных видов груза в нашей стране создана контейнерная транспортная сис­тема (КТС). Она требует совместных и согласованных дей­ствий всех видов транспорта.

Международная организация по стандартизации (МОС) определила, что контейнер это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нес­кольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособления­ми для механизированной установки и снятия его с транс­портных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однород­ной продукции (наливной) — специальными. Универсаль­ные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам и т.д.), специальные — отправителям и получателям.4

Технический комитет МОС принял рекомендацию по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Для крупнотоннажных контейнеров установлено, что их ширина и высота должны быть одинаковыми — 2438 мм, а длина — 12192, 9125, 6058, 2991 мм, т.е. предусмотрена кратность 1, 3/4, 1/2, 1/4 длины наибольшего контейнера (12,2 м).

К разновидности крупнотоннажных контейнеров мо­жет быть отнесен также контрейлер — прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах.

Контейнеры характеризуются такими показателями, как грузоподъемность, полезный объем, внешние и внут­ренние размеры, масса, коэффициент тары.

На железнодорожном транспорте универсальные кон­тейнеры массой 3 т и более перевозят на платформах и в полувагонах, а малотоннажные (массой менее 1 т) — в кры-134

тых вагонах. На автомобильном транспорте перевозки уни­версальных контейнеров массой брутто 3 и 5 т осуществля­ются современными автомобилями-тягачами отечественного и зарубежного производства с прицепами и без них. На реч-ноМ и морском транспорте контейнеры обычно перевозят вместе с массовыми и штучными грузами на различных са­моходных и несамоходных судах. В последние годы парк судов пополнили специальные контейнеровозы.

Тарные и штучные грузы перевозят также пакетами на

поддонах.

Поддоны — приспособления для механизированной по­грузки-выгрузки грузов, сформированных в пакет, приме­няемые для перевозки тарно-штучных (в ящиках, мешках, бочках, коробках), а также лесных грузов и стройматериа­лов. По своей конструкции поддоны подразделяются на плоские, стоечные и ящичные; наиболее распространены

плоские поддоны.

Контейнеры и поддоны имеют различную сферу при­менения. Однако в сочетании они обеспечивают комплекс­ную механизацию погрузочно-разгрузочных работ с тарными и штучными грузами.

Эффективной сферой применения контейнеров явля­ется перевозка грузов, имеющих большую тароемкость, в первую очередь мелких партий грузов, если при этом они освобождаются от транспортной тары. Поддоны же более выгодно применять для штучных грузов, которые при лю­бом способе транспортировки перевозятся без тары или, напротив, в надежной упаковке (ящиках, коробках и др.).

6.4. Транспортные характеристики и маркировка грузов

Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожар­ной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевоз­ке. С учетом особенностей грузов созданы соответствую­щие грузовые устройства (подъемные краны, погрузчики,

135