logo search
Бажин ЛОГИСТИКА

9.5. Case-технологии в логистическом менеджменте

ного процесса. Выход может быть физическим (материаль­ный выход) и нефизическим (услуги). В то время как ма­териальный выход легко поддается определению (например, доставка материала, изготовленные детали или даже гото­вый продукт), с понятием «услуги» дело обстоит сложнее, поскольку оно охватывает услуги самого разнообразного характера. Вот лишь некоторые примеры:

- театральные представления (драматические спектак­ ли, концерты), где выходом является исполнение на сце­ не; потребление этого выхода происходит одновременно с его созданием;

— банковские услуги в виде займов или кредитов; в этом случае услуга состоит в предоставлении необходимых денежных средств и сама по себе является результатом дру­ гих банковских услуг (проверка кредитоспособности, ус­ луги по депозиту и т.д.);

- услуги по страхованию;

— услуги государственного сектора (выдача водитель­ ских удостоверений, удостоверений личности и т.д.).

Немаловажная характеристика выхода — его востребо­ванность стороной, не являющейся его производителем. Иными словами, на данный выход должен быть спрос. Необходимыми предпосылками служат поступление заявки от клиента и наличие договоренности о цене. На каком уровне существует здесь отношение клиент-поставщик — между внешними деловыми партнерами или между внут­ренними организационными единицами — значения не имеет. Цена может быть рыночной либо речь может идти лишь о внутрифирменных расчетах. Кроме того, не­существенно, имеем ли мы дело с запрашиваемой ценой или фактически уплачиваемой. Если сторона, приобрета­ющая услугу, осознает ее денежную стоимость, — этого достаточно. Внутрифирменные услуги, так же, как и не­которые внешние услуги государственного сектора, иног­да предоставляются бесплатно.

Для повышения прозрачности выхода существует тен­денция к описанию внутрифирменного выхода и начис­лению соответствующей стоимости. Так же обстоит дело и в государственном секторе. На рис.32 под символом каж-

224

дого выхода указана создающая его функция. В данном случае выходом являются информационные услуги, напри­мер, «проверенный заказ», «производственный план», «за­каз», «документация на заказ», «заказ на отправку». Изделия же, представляющие собой непосредственный ре­зультат процесса производства, рассматриваются как материальный выход. Доставленные изделия — результат услуги «транспортировка».

На рис.32 показан результат процесса «изготовление изделия», т.е. материальный выход в виде изготовленного изделия. Аналогичным образом в процессе изготовления выполняется и документируется проверка качества. Все данные, относящиеся к заказчику, фиксируются в «доку­ментации на заказ», которая сама по себе является услу­гой по предоставлению информации. После исполнения каждой внутрифирменной функции описывается постав­ляемый ею выход, который, в свою очередь, поступает в следующий процесс уже в качестве входа. Чтобы не пере­гружать диаграмму, организационные единицы на рисун­ке опущены. Приведенная иллюстрация выходного потока не позволяет однозначно описать последовательность вы­полнения функций.

Информационный поток. Помимо информационных услуг, компонентами процесса являются и иные данные, используемые для описания инфраструктуры бизнес-про­цессов.

На рис.33 представлены информационные объекты биз­нес-процесса и данные, которыми они обмениваются. Объекты, отнесенные к разряду информационных услуг, обведены двойной рамкой. Показаны также информа­ционные объекты, описывающие контекстную среду биз­нес-процесса, например, данные, касающиеся поставщиков, изделий или графиков работы. Эти данные необходимы для создания информационных услуг. Например, при провер­ке заказов проверяется кредитоспособность заказчика и наличие материально-производственных запасов.

Каждый информационный объект имеет свое имя, кроме того, ему можно присвоить и другие атрибуты. Функции процесса, работающие с информационными

225